Белорусский специалист Ростислав Вергун возглавил «Уралмаш» в ходе дебютного сезона команды в Единой лиге ВТБ. Взяв курс на современный, быстрый баскетбол, вместе со своими подопечными он завоевал бронзовые медали Кубка России, в плей-офф чемпионата едва не выбил из борьбы за главный трофей сильнейшего гранда и влюбил в себя болельщиков, которые с критикой отнеслись к его назначению.
В большом интервью для ЕАН амбициозный тренер подвел итоги сезона, поделился дальнейшими планами, рассказал о своей тренерской философии и спортивной мечте.
— Ростислав Николаевич, завершился сезон. Какие впечатления он оставил?
— Когда «Уралмаш» начинал дебютный сезон, я уверен, что внутри клуба было много опасений и волнений, если вернуться назад и посмотреть, какие задачи озвучивались. В ходе сезона было много шероховатостей: смена тренера, смена ключевых игроков. Все могло пойти и в ту, и в другую сторону. Это большая заслуга коллектива, ребят, тренерского штаба, что мы сумели встать на правильный путь, набрать хороший ритм и уже, мне кажется, влюбить в себя местную публику. С их помощью, с их положительной энергетикой и поддержкой мы смогли удачно завершить сезон. Всегда хочется большего. Мы дошли до пятой игры четвертьфинала и были в шаге от того, чтобы попасть в полуфинальную серию. Наверное, все впереди. Я бы оценил сезон удовлетворительно. Ценю тот опыт, который мы приобрели как команда.
— Вы возглавили «Уралмаш» в ходе чемпионата. Как поступило предложение? Долго ли думали над ним?
— Долго не думал. Так сложилась ситуация, что я стал свободен и «Уралмаш» сделал мне предложение. Я понимал, что будет непросто по ходу сезона принимать команду. Уровень игроков здесь очень высокий, а у клуба есть определенные амбиции. Для меня однозначно это был вызов и огромный шанс. Близкие люди поддержали меня, чему я рад. Я помню, сколько критики в адрес руководства клуба было после этого подписания. Для меня очень важно, что как минимум я их не подвел.
— Были удивлены этому предложению? На момент переезда в Екатеринбург «МИНСК» под вашим руководством потерпел 16 поражений подряд.
— Объективно — да, потому что команда неплохо начала сезон. Мне тоже было важно понимать, почему они хотят сделать этот шаг. В диалоге я понял цели, понял, что требуется от меня. Я был уверен, что в состоянии это сделать.
— Смена тренера в середине сезона — шоковая терапия для команды. Сложно ли было наладить контакт с новым коллективом?
— Это не было просто. Наверное, если бы у меня было более серьезное резюме, мне было бы проще завоевать авторитет у ребят. Потребовалось время, чтобы показать свою состоятельность и компетентность. Искренность в отношениях, преданность, профессионализм в работе – такие вещи всегда бросаются в глаза. Когда момент притирки прошел, у нас появилось доверие, взаимоуважение, взаимопонимание. Эти факторы стали ключевыми для дальнейшего движения вперед. Однозначно одному сделать это было бы крайне тяжело, это результат командной работы, то, как тренерский штаб принял меня, как помогал мне.
— Вместе с вами «Уралмаш» завоевал первую бронзу Кубка России в истории клуба. Насколько значима эта награда?
— Для меня это достижение. Для клуба это тоже важно. Был сделан акцент на том, чтобы команда играла в полную силу в обоих турнирах – в Кубке России и в чемпионате. В силу регламента и лимита на легионеров в Кубке ребята, которые играют не на ведущих ролях в Лиге ВТБ, получили возможность стать лидерами. Мне очень приятно было наблюдать, как мастеровито и качественно они выполнили эту функцию, когда команда сенсационно прошла «Локомотив». Когда «Финал четырех» приехал в Екатеринбург, «Уралмаш» тоже не был фаворитом. Нам не совсем удался полуфинал против «Зенита», но матчи за третье место – тоже показатель мастерства. В нужный момент ребята сыграли свои лучшие игры, показали свой лучший баскетбол – это принесло нам победу.
— Вместе с командой вы выполнили поставленную цель – вышли в плей-офф, где встретились с «Зенитом». Петербургскому клубу предрекали легкую прогулку, но «Уралмаш» упорно поборолся за выход в полуфинал, а от овертайма в решающем матче его отделял всего один бросок. Ожидали от ваших парней такого результата перед началом серии?
— Зная уровень индивидуального мастерства, я понимал, что у нас есть потенциал, но это все на бумаге. «Зенит» в восемь раз (разница бюджетов клубов – прим. ЕАН) лучше нас, если мы говорим про цифры. Как показала сама игра, победа - это не всегда про статистику, про цифры. Это про командный дух, про сердце, про желание, про бойцовские качества. Когда мы обрели это, у нас стало получаться лучше.
Входя во вторую часть регулярного чемпионата, я понимал, что шанс побороться за плей-офф однозначно есть. Мы очень удачно провели вторую часть, за три тура до конца гарантировали себе победу, которая давала нам преимущество домашней площадки в плей-ин. То, как мы сыграли, показало, что мы лучшая команда второй восьмерки. Аппетит приходит во время еды. Было видно, что команда амбициозна, парни не хотят останавливаться, хотят показать, что они такого же уровня, а может быть, и лучше, чем те, кто заведомо считается фаворитами и играет в топ-4. Было приятно наблюдать, как командная работа последних пяти месяцев реализовалась в пяти матчах против «Зенита». Сейчас появляется недовольство, потому что могло быть еще лучше. Здорово, когда спортсмены не довольствуются тем, что есть, а всегда хотят большего. Это признак здоровой, хорошей команды. Это наблюдается у нас и дает основания полагать, что на этом можно строить что-то дальше.
— Был ли реальный шанс переиграть «Зенит»?
— Как показала игра на площадке — да. Не хватило Гарретта Невелса, который получил травму в четвертой игре. «Зенит» был очень хорош, они показали свой лучший баскетбол в пятой игре. Они контролировали игру, мы были в роли догоняющих. Не хватило спортивной удачи, чтобы зайти дальше.
— Клуб из Екатеринбурга совершил историческое достижение - он единственный в этом розыгрыше навязал борьбу грандам и довел серию до пятого поединка. Это успех?
— Прочувствовали, насколько именно этот факт влюбил болельщиков в команду. Мы обсуждали с ребятами, что это очень здорово, когда ты в состоянии подарить не только положительные эмоции, но и веру в то, что невозможное – возможно. Выиграть, когда этого никто не ожидает. Болельщики заслуженно имеют право считать себя частью тех двух домашних побед. В зале была колоссальная атмосфера. Команда заслужила их поддержку своим отношением к делу, волей, нежеланием мириться со стереотипами и верой в результат. Очень много людей приехали в Питер поддержать. Даже в соцсетях было видно, что нас поддерживала вся страна. Болельщики тех команд, которые не вышли в плей-офф, были на нашей стороне. Мы влюбили в себя своей эмоциональностью, яркостью. Каждый может подобрать свою причину, почему он болеет за «Уралмаш». Пятая игра была очень эмоциональная и многим запомнится надолго. Мне кажется, эта серия сделала команду на порядок сильнее.
— В следующем сезоне состав «Уралмаша» изменится?
— Мы хотели бы максимально сохранить наш ростер, но это будет очень не просто сделать, поскольку интерес к игрокам, которые проявили себя неплохо, очень большой. Уровень лиги подразумевает усиление и изменение состава. Руководство клуба показало на примере этого сезона, что умеет грамотно и рационально комплектовать команду. Сейчас мы находимся в активной фазе комплектования. В течение двух недель, если не полностью, то на 90% команда будет сформирована к подготовке и участию в следующем сезоне.
— Как планируете проводить селекционную работу клуба?
— Наш исполнительный директор Сергей Александрович Доманов очень плотно общается с агентами. Он очень активен на рынке, у него есть неплохое понимание европейского рынка. Понятно, что возможные кандидатуры коллегиально обсуждаются с тренерским штабом. У нас есть костяк. Первая задача – попытаться сохранять то, что есть. А вот если мы по каким-то причинам не сможем сохранить игроков, тогда это будет уже более глубокая работа по поиску новых людей и анализу.
— Возможно ли появление в «Уралмаше» белорусских игроков?
— Возможно. Сейчас в Лиге ВТБ белорусы считаются легионерами. Я думаю, что есть ребята, которые объективно нас усилят. С учетом того, что в Кубке России белорусы не считаются легионерами, здесь есть дополнительная важность их подписания. Но не первый год рассматривается вопрос о том, что белорусы получат отдельную квоту или не будут считаться легионерами.
— Борьба в первом раунде плей-офф – это планка, которую нужно перепрыгнуть. Согласны ли с этим? Чего вы ждете от себя и от своей команды в новом сезоне?
— Если взять пример московского МБА (клуб пополнил Единую лигу ВТБ в прошлом сезоне – прим. ЕАН), то они провели удачно первый сезон, но второй сезон стал для них не таким удачным. Есть такое понятие - «синдром второго сезона». Ожидания будут суперзавышенные, потому что планка задрана максимально высоко. Все команды будут относиться к нам уже не как к новичкам, а как к серьезным конкурентам. Момент случайности или неподготовленности к игре с нами будет минимизирован. Мы понимаем, что нас ждет. Наша задача - работать максимально качественно, чтобы подготовиться к сезону и попытаться без какой-то раскачки начать с того, на чем мы закончили, а дальше стараться добавлять. Насколько это удастся, во многом зависит от человеческого фактора, кто и как проведет лето, как подготовится к предсезонке. Мне хочется верить, что у ребят осталось послевкусие от этого сезона и они продолжают быть по-хорошему голодными спортсменами с задачами и амбициями. Я уверен, мы можем сделать шаг вперед.
— Президент «Уралмаша» Виктор Ганиенко отзывался о вас положительно, называл вас современным молодым тренером, хорошим психологом и специалистом с качественным баскетбольным образованием. В чем заключается ваша тренерская философия?
— Такой глубокий вопрос... Во-первых, я во главу угла ставлю человеческие отношения. Честность, порядочность, профессионализм, искренность – это залог здоровых отношений, если мы говорим про отношения в коллективе.
Если говорим про баскетбол, то тот, который мы показываем, близок к тому, как я себе представляю современный баскетбол. Это быстрый переход из защиты в нападение, здоровая свобода при принятии решений.
Иногда в ущерб. Поэтому у нас тяжелое начало бывает, но я верю в то, что игроки должны войти в игру. Мы не пытаемся загонять в жесткие рамки, даем свободу, даем проявлять свое индивидуальное мастерство, поэтому наша игра смотрится так ярко, местами непредсказуемо. Когда мы смогли структурировать это и найти баланс между свободой и моментом, когда игроки должны доводить мяч до наших лидеров, наша игра стала на порядок качественней. Это одна из причин побед.
— Вы не только главный тренер «Уралмаша», но и наставник сборной Белоруссии, это не менее ответственная работа. Как удается совмещать? Не мешает ли переезд в Россию?
— Это точно не мешает. В Белоруссии я был очень долго. Всех, кого можно было отсмотреть, я уже отсмотрел. Пока не было конфликтов интересов, поскольку сборная не принимает активное участие в международных соревнованиях. У нас в сентябре будет первый опыт. Если сборная будет участвовать в Играх дружбы в середине сентября, мне придется параллельно готовить две команды. Я очень полагаюсь на тренерский штаб «Уралмаша» и тренерский штаб сборной, без коллег это будет невозможно. Есть определенный план, я буду пытаться безболезненно для всех выполнить всю работу.
— В Екатеринбурге вы почти полгода. Как вам город? Уже появились любимые места?
— Мне очень нравится город. Меня подкупает исторический бэкграунд. Я понимаю, что значит «Уралмаш» в масштабах исторических событий, в масштабах экономики. В этом проявляется мощь и сила истории.
Я могу сказать точно, что люди здесь отличаются от людей в Москве и Питере. Не побоюсь это сказать, отличаются в хорошую сторону.
Мне нравится их твердость, прямолинейность, целеустремленность.
— На ваш взгляд, Екатеринбург - спортивный город?
— Недавно я был в «Телевизоре», мне там четко рассказали про Екатеринбург, про «Урал», про «Уралмаш», про «Автомобилист». Однозначно это очень спортивный город с большой спортивной историей. Мне, как любителю баскетбола, очень приятно, что этот спорт возрождается и находит свое место. Понятно, что хоккей и футбол – это киты, но мы ввязываемся в борьбу за нашего зрителя. Мы обсуждали, почему в «Парме» (баскетбольный клуб из Перми – прим. ЕАН) больше людей ходят на матчи. Потому что там нет хоккейной команды и нет футбольной команды с такой историей.
У «Уралмаша» в Екатеринбурге есть серьезные конкуренты в лице «Автомобилиста» и «Урала».
Поэтому мы понимаем, что нам нужно делать что-то такое особенное, чтобы переманить, заинтересовать, завлечь в нашу баскетбольную историю как можно больше екатеринбуржцев.
— Каких людей получится завлечь в эту баскетбольную историю?
— Мы обсуждали, как описать болельщика «Уралмаша». Мое мнение - это взрослый, состоявшийся человек, которого сложно обмануть, которому ты не можешь подсунуть какую-то лажу. Они осмысленно вникают в то, что видят. Они умеют ценить. От этого получаешь еще больше драйва и желания работать, не халтурить, чтоб не разочаровать их. Культура боления, эмоциональность боления не какая-то машинальная, когда диджей сказал хлопать в хлопушки или кричать «защита!», а глубокое понимание нюансов, тонкостей игры. Они подхватывают в тот момент, когда игра это подразумевает. Когда смотришь на ДИВС с таким огромным количеством красивых людей, которые эмоционально, искренне кайфуют от того, что мы делаем на площадке, эта история становится особенной в моих глазах.
— Вас сравнивали с тренером «Урала» Виктором Гончаренко. Он – молодой и амбициозный тренер из Белоруссии, который живет своим делом. Находите ли вы сходство с ним?
—Я очень хорошо знаю его карьеру, помню его еще игроком. Искать какие-то сходства не стоит, это разные виды спорта. У каждого свой путь, своя история. Мне очень приятно, что Николай Карполь, который внес такой вклад в историю волейбола, тоже имеет белорусские корни. Мы считаем его белорусским наставником. То, что в Белоруссии растут тренерские кадры, которые востребованы на очень высоком уровне, - для меня гордость. Я с очень большой ответственностью отношусь к тому факту, что возглавляю «Уралмаш». Я считаю, что представляю весь белорусский баскетбол. Это подразумевает дополнительную ответственность. Я отвечаю не только за себя, но и за всех, кто был на пути моего становления как игрока и как тренера. Мне почему-то кажется, что Виктор Михайлович так же делает в футболе. Наверное, только в этом сходство и есть.
— Ваша мама Алла Георгиевна в свое время играла в баскетбол и стала заслуженным тренером СССР. То, что вы пойдете по ее стопам, наверное, было предрешено?
—Я думаю, нет, но когда я принял решение, она меня поддержала. Она всегда была уверена, что у меня получится. При принятии предложения от «Уралмаша» я с ней советовался, она подержала, будучи уверенной, что будет непросто, но шансы есть. Она смотрит все наши игры, я с удовольствием слушаю ее комментарии.
— Положительные комментарии?
—О, нет! Мама хвалит, только если заслужил. Ее основная задача - чтоб я не расслаблялся. Так было с самого детства. Это, наверное, залог успеха. Она знала, как меня мотивировать, как подтолкнуть на правильный путь, за что я ей очень благодарен. Она самый строгий критик. Но критика - двигатель прогресса, нужно просто уметь реагировать и использовать это.
— Какая у вас спортивная мечта?
—Я бы не загонял ее в какие-то рамки, например, мечтая о первом месте в Лиге ВТБ. Я был бы очень счастлив, если бы я смог продолжать развиваться и стать лучшей версией самого себя. Сложно понять, где этот предел. Мне кажется, я самокритичен, умею объективно оценивать себя. Когда я чувствую, что сделал что-то неправильно, не доделал либо где-то можно сделать лучше, сразу начинаю делать работу над ошибками. Пока это функционирует, есть все основания полагать, что можно развиваться дальше. Я бы пожелал себе развиваться дальше, делать это как можно дольше и постараться выжать из себя в этой профессии максимально.
Беседовала Алена Захарова