Отказаться от применения песчано-соляной смеси на автодорогах предложили на Всероссийском съезде работников дорожного хозяйства. Мероприятие состоялось на минувшей неделе в «Екатеринбург-Экспо».
Участники съезда обсудили проект резолюции, в которой отражены предложения по приоритетным направлениям деятельности и развития дорожного хозяйства на период до 2035 года. Одна из инициатив - отказаться от посыпки дорог песчано-соляными смесями (ПСС). Ее поддержали в том числе руководитель федерального Дорожного агентства Роман Новиков и председатель технического комитета по стандартизации №418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.
Эксперты назвали сразу несколько причин отказа от ПСС при борьбе с зимней скользкостью. Одна из них - дополнительные экономические затраты, связанные с необходимостью сбора и утилизации песка, который остается на проезжей части и прилегающей территории в течение долгого периода, иногда вплоть до весны. Также затраты необходимы на очистку от песка ливневых канализаций и очистных сооружений.
Еще одна причина, по которой стоит отказаться от ПСС, - негативное влияние на экологию. Так, по данным Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова при Минздраве России, песок, собранный с дорог, на которых применяется ПСС, содержит в своем составе химические вещества 1 – 2 классов опасности, такие как бензапирен и мышьяк.
И самым главным фактором, связанным с необходимостью отказа от применения ПСС, является их низкая эффективность. Во-первых, такая технология рассчитана исключительно на постобработку, то есть обработка ПСС начинается только после выпадения осадков, что повышает риски возникновения ДТП. Во-вторых, снежно-ледяные отложения, смешанные с песчано-соляными смесями, приводят к снижению сцепления колеса с дорожным покрытием, что также повышает риски возникновения аварий.
Для повышения безопасности и снижения затрат нужно переходить от технологий вековой давности на более современные, считают эксперты.
Речь идет о противогололедных материалах (ПГМ), которые прошли испытания и подтвердили не только свою эффективность, но и безвредность.
Они используются уже в нескольких десятках российских городов, в том числе в Екатеринбурге, не один год.
В отличие от песка с солью, современные ПГМ не попадают в воздух, поскольку полностью растворяются. Кроме того, они содержат антикоррозийные вещества для защиты транспортных средств и металлических сооружений, а также специальные биофильные добавки для защиты обуви.
Иногда реноме современных противогололедных материалов портят неточные трактовки СанПиН. Так, эксперты делятся, что ряд реагентов, активно применяемых во многих городах страны, незаслуженно попал под критику прессы в Красноярском крае. Там надзорные службы запросили по одному из противогололедных материалов документы, которые требуются лишь для реагентов 1 и 2 классов опасности. Но материал, о котором шла речь, и его вариации относятся к 3 и 4 классам опасности - то есть являются такими же малоопасными веществами, как, например, поваренная соль. В Национальной ассоциации зимнего содержания дорог отмечают, что именно поэтому под контроль Роспотребнадзора они не попадают и могут применяться без дополнительного контроля и предоставления отдельных документов.