Парковки и пробки никак не связаны друг с другом. Нельзя победить заторы, уменьшив число стояночных мест для автомобилей. Об этом рассказал ЕАН сопредседатель свердловского отделения «Движение автомобилистов России» Анатолий Горлов.
Так общественный деятель прокомментировал инициативу Минстроя России, который внес в правительство «дорожную карту» по совершенствованию парковок. Документ предлагает широкое внедрение платных паркингов с одновременным сокращением парковок рядом с многоэтажными жилыми комплексами экономкласса. Как следует из документа, это необходимо для развития общественного транспорта и снижения автомобилизации.
«Законодатели предлагают победить пробки, пересадив всех на общественный транспорт. Но для этого он должен ходить так и быть такого уровня, чтобы на него хотелось пересаживаться. Но пока очевидно, что автомобиль выигрывает», – говорит эксперт.
За 9 месяцев 2024 года в России было продано автомобилей на 61% больше, чем за 9 месяцев 2023 года. «А как вырос или обновился за это время парк общественного транспорта? Если не брать в расчет Москву, то процентов на 5-10 в лучшем случае по крупным городам. В Екатеринбурге показатели вообще запредельно низкие. Переломить ситуацию в пользу общественного транспорта такими темпами невозможно. Это вообще должна быть отдельная комплексная стратегическая программа, грамотно просчитанная с учетом оптимального соотношения "индивидуальный автотранспорт - общественный транспорт". Но так далеко у нас никто не заглядывает», – поясняет он.
Он говорит, что, по его ощущениям, все реформы только ухудшают состояние ОТ, все больше людей жалуются на то, что автобуса, троллейбуса, трамвая невозможно дождаться. Кроме того, авторы реформ не учитывают внутригородскую миграцию в течение дня: когда люди ездят из района в район, например, отвозя детей в секции или забирая их из кружков.
«Мы еще лет 30 назад предупреждали, что развитие города упрется в проблему парковок. Но тогда даже и предположить нельзя было, какими быстрыми темпами строительное лобби продавило мэрию города и сломило сопротивление ГИБДД с тем, чтобы возводить больше многоэтажек на окраинах и без дорог, без паркингов. А сейчас если выселить парковки из домов экономкласса – то куда пойдут эти машины? Куда им деваться?» – спрашивает эксперт.
Он предлагает обратить внимание на то, что, например, в Академическом подземные паркинги раскупили недавно. «Квартиры экономкласса покупают, как правило, небогатые люди, и им денег на парковки уже не хватает», – обращает внимание он.
Проблему мог бы решить комплексный подход к проблеме. Эксперт предлагает обратить внимание на опыт Японии, где машины не продают, пока автовладелец не докажет наличие парковочного места, или на предложение ученых из Екатеринбурга, предлагавших строить небольшие поселения за пределами города рядом с железнодорожными станциями.
«Но на самом деле каждый, покупая автомобиль, должен задать себе вопрос – зачем мне машина? Если я могу обойтись без нее, возможно, и не стоит покупать?» - говорит Горлов.