Власти Свердловской области готовятся получить около миллиарда рублей, подняв налоги на автомобили. Самое громкое нововведение – конечно, налог на машины с моторами до 100 лошадиных сил. Но это далеко не главное новшество, которое ждет автолюбителей с 2025 года. ЕАН разобрался и в том, кто будет платить больше, а кто — меньше.
В заксобрание внесен закон об изменении ставок транспортного налога в регионе с 2025 года. ЕАН ознакомился с пояснительной запиской, которая обосновывает новые ставки, и выяснил, что одним только подъемом налога для владельцев автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. с 2025 года дело не ограничится.
Итак, с 2025 года владельцы машин с двигателями до 100 л. с. начнут платить по 10 рублей за одну единицу мощности мотора (то есть за одну лошадиную силу).
Однако новым региональным законом поднимаются налоги по моторам всех мощностей. Например, на автомобили с двигателями от 100 до 150 л. с. – до 14 рублей за единицу (было 9,6); от 150 до 200 л. с. – до 34 рублей (с 32). Владельцы машин с двигателями мощностью от 200 до 250 будут платить с 2025 года 51,6 рубля за «лошадь» (было - 49); свыше 250 л. с. – 103,2 (99).
Дополнительные доходы в областной бюджет в связи с новыми ставками оцениваются минфином региона в размере 903,3 млн рублей.
Дополнительные доходы в областной бюджет в связи с новыми ставками оцениваются минфином региона в размере 903,3 млн рублей.
Больше всего пополнят казну те, кто владеет самыми маломощными (и, как правило, самыми дешевыми) автомобилями.
«От взимания транспортного налога за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. доходы бюджета добавят 490,3 млн рублей, от 100 до 150 л. с. - 241 млн рублей, от 150 до 200 л. с. - 21,4 млн рублей, от 200 до 250 л. с. - 19,8 млн рублей, свыше 250 л. с. - 33 млн рублей. По иным категориям транспортных средств - 97,8 млн рублей», — говорится в документах, которые должны облегчить депутатам тяжесть принятия решения.
Новым законом предусмотрено повышение налогов и в ближайшие несколько лет. Так, с 1 января 2028 года налог на машины с мощностью менее 100 л. с. составит 11,2 рубля, а от 100 до 150 л. с.- 15,8 рубля за единицу мощности.
Что еще важно: владельцы электрокаров от налога не освобождены (как, например, в Челябинской области). Они платят налог в размере 50% от ставок для бензинового. Такая же ситуация с теми, у кого машины на газу: налог надо будет платить, но в размере половины от того, что начисляют «бензиновым» моторам. Эта льгота им сохранена, она действует в регионе с 2019 года.
Кому можно не платить транспортный налог в Свердловской области в 2025 году
От уплаты транспортного налога будут освобождены пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, опекуны малолетних и участники спецоперации РФ на Украине. Последние — даже если владеют машиной с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил.
Традиционно не платят налог органы госвласти Свердловской области, местные органы власти, государственные и муниципальные казенные учреждения. Кроме того, налог отменен для резидентов особых экономических зон Свердловской области.
Боремся мы и за туризм: так, на два года освобождаются от налога зарегистрированные на территории региона компании, осуществляющие виды деятельности по предоставлению мест для временного проживания, прокат товаров для отдыха и спорттоваров, экскурсионных туристических услуг и т. п. Льгот не будет только у компаний, которые имеют прописку в областном центре.
Нужна нам и экология: освобождены от транспортного налога и компании, которые эксплуатируют автобусы и грузовые автомобили пятого или более высокого экологического класса.
Зачем нужен налог
Основная функция транспортного налога — это строительство новых дорог. В регионе, надо признать, дороги обновляются быстрыми темпами. И если на федеральные проекты деньги дает госбюджет, то вот на региональные дороги - областной. И, конечно, почти миллиард дополнительных доходов - это новые отличные дороги, говорит экономист, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Максим Марамыгин. Он обращает внимание на то, что получателей льгот по этому налогу также будет много.
«На транспортное средство до 150 л. с. не будут платить налоги пенсионеры и инвалиды. На машины мощностью до 200 л. с. для многодетных и участников СВО также не распространяется требование по налогообложению», — говорит профессор-экономист.
Он добавляет, что в целом, на средний легковой автомобиль сумма налога относительно небольшая.
Директор института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Юлия Лаврикова говорит, что если смотреть долю этого налога в зарплате, то нагрузка на семейный бюджет сильно не вырастет. «Но мы все понимаем, что без хороших дорог нельзя говорить о высоком качестве жизни. Каждый из нас хочет, чтобы в Свердловской области дороги были гладкие, ровные, хорошие, безаварийные. Этого достичь можно, только вкладывая средства. Понятно, что в это вкладывает область и в рамках нацпроекта, еще часть средств поступает именно от налогов граждан», — акцентирует она.
А что у соседей?
Транспортный налог — региональный, каждый субъект федерации устанавливает его по своим задачам (не нарушая федеральное законодательство, конечно). В Свердловской области транспортный налог на маломощные машины поднят с 2025 года сразу до уровня Тюменской области, где он 10 рублей за единицу. Справедливости ради: в регионе налог не платили 14 лет, с 2011 года. В ХМАО и ЯНАО налог для этой категории владельцев машин еще выше – 15 рублей. В Челябинской области ставка по маломощным автомобилям – 5,16 рубля за лошадиную силу. В Курганской области сбор для таких машин отменили вообще.
Новые ставки начнут действовать с 2025 года. Это означает, что начисление будет только с 2026 года. Таким образом, сейчас расстраиваться еще рано: инфляция с одной стороны и бурный рост зарплат - с другой сделают новые суммы в квитанциях не такими уж и неприятными.