Власти Екатеринбурга планируют в текущем году всерьез заняться обновлением трамвайного парка. И вопрос этот не праздный на фоне частого выхода трамваев из строя. Только в конце декабря трамвайное движение дважды было парализовано из-за поломки вагонов. Схожая история произошла и сегодня в центре города, когда на остановке «Улица Бажова» сломалась старая «Татра».
В конце 2024 года глава города Алексей Орлов анонсировал закупку сразу 50 трамваев. Притом, что парк «Гортранса» в прошлом году уже пополнился двумя новыми вагонами — одновагонным «Львенком», который хорошо известен пассажирам ветки Екатеринбург – Верхняя Пышма, и трехсекционным вагоном «Кастор» (Усть-Катавский вагоностроительный завод, УКВЗ (входит в Роскосмос) в Челябинской области). Еще в мае 2024 года градоначальник признавался, что склоняется к варианту закупки «Касторов». Но определять поставщика все равно будут через конкурс, а у челябинского предприятия немало конкурентов. ЕАН собрал в одном материале, какие трамваи могли бы курсировать по Екатеринбургу после старта транспортной реформы.
Усть-Катавский вагоностроительный завод
Старейшее предприятие по выпуску трамваев из ныне сохранившихся — снабжает трамвайные парки страны с начала XX века. Упомянутый «Кастор» стал последней новинкой челябинского предприятия.
По сути, модель еще не прошла испытание временем. К слову, на это обратил на тестах в Екатеринбурге губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который отметил, что «этот трамвай еще должен зарекомендовать себя в течение определенного периода».
Напомним, что в уральской столице «Кастор» курсирует с 8 мая. Сначала в рамках тестовых испытаний, а затем мэрия на торгах приобрела один такой вагон.
ПК «Транспортные системы»
Производственная компания «Транспортные системы» составляет на конкурсах сильную конкуренцию челябинскому УКВЗ. Во-первых, у предприятия сразу несколько производственных площадок, расположенных в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе. Во-вторых, ПК «Транспортные системы» имеет широкий модельный ряд: 10 трамваев, в том числе упомянутый «Львенок». Есть у предприятия и трехсекционный «Лев», который в отличие от «Кастора» обкатку в городе не проходил.
Однако габариты вагонов существенно отличаются. Длина «Льва» составляет 34,7 м, в то время как у «Кастора» — 25 м. При этом количество мест одинаковое: по 64 в каждом и еще одно для маломобильных пассажиров. Но новинка УКВЗ уступает «Льву» по общей вместимости — 261 пассажир против 382. Впрочем, со своими габаритами «Кастор» выигрывает в маневренности. Притом по цене обе модели почти равны — около 170 млн рублей.
«Уралтрансмаш» (входит в УВЗ)
Предприятие, которое не нуждается в представлении в Екатеринбурге. «Уралтрансмаш» имеет широкую линейку односекционных вагонов, которые востребованы в уральской столице. В Екатеринбурге они были бы востребованы на маршрутах №3, №6, №11, №12 и №16. В реальности в парке «Гортранса» новые модели от «Уралтрансмаша» можно пересчитать по пальцам и все они трехсекционные. Впрочем, горожанам нередко выпадает возможность прокатиться на всех новинках предприятия, правда в тестовом режиме.
Куда больше трамваев от «Уралтрансмаша» в разные годы закупали Челябинск, Нижний Новгород, Москва и Казань. В последние годы предприятие развивает выпуск ретровагонов, в основном по заказу петербургского ГУП «Горэлектротранс». Последние 15 лет представители «Уралтрансмаша» не раз выражали желание заняться обновлением парка екатеринбургского «Гортранса». Были бы деньги. Однако непонятно, осталось ли это желание у предприятия сегодня.
Белорусский «БКМ холдинг»
Сильный конкурент для российских предприятий. В его линейке представлены вагоны моделей Т802 (односекционный) и Т845 (трехсекционный 6‑осный), а также трамваи Т811 (односекционный) и Т856 (трехсекционный 8‑осный) полностью низкопольной конструкции.
К слову, предприятие тоже проявляло интерес к Екатеринбургу. Как раз с троллейбусов «БКМ холдинга» началось масштабное обновление парка электротранспорта «Гортранса». По трамваям белорусский завод может составить конкуренцию на торгах тому же УКВЗ.
Предприятие получило в 2022-2023 годах тендер на поставку 170 трехсекционных трамваев «МиНиН» в Нижний Новгород. Они не намного длиннее «Кастора» — 27,5 м, а вместимость примерно та же. Но в 2024 году поставки в итоге были сорваны, и это может пойти в минус «БКМ холдингу», если завод заявится на конкурс администрации Екатеринбурга.