В апреле вступит в силу закон, по которому в российские школы перестанут принимать детей мигрантов, не сдавших тестирование по русскому языку. Учитель одной из екатеринбургских школ, в которой больше половины всех учеников – иностранцы, рассказал на условиях анонимности ЕАН, с какими проблемами сталкиваются педагоги при работе с такими детьми.
Проблемы появляются в средней школе
В школе, где работает спикер, 60% всех учеников в классах составляют дети мигрантов. «Многие приезжают целыми семьями, и дети плохо говорят по-русски. Отдельно для них ведутся внеурочные занятия по русскому языку как не родному», – рассказал педагог.
Проблемы у плохо говорящих на русском языке в основном возникают в средней школе, когда в программе обучения появляются физика, химия, геометрия. Дети привыкли дома, да и в стенах школы, между собой говорить на родном языке, и им очень сложно перестроиться в классе на русский, возникают сложности с учебой.
«Если с русским языком еще как-то справляются, то на других предметах, где им нужно владеть не на разговорном уровне, а каком-то научном, проблемы есть. Все это сказывается и на общей успеваемости классов», – сообщил ЕАН учитель.
Трудности возникают и при беседах. В устной речи постоянно встречаются проблемы с падежами, родами, единственным и множественным числом. Основная сложность – маленький словарный запас. Даже дети, которые учились у себя в русских школах, часто не могут рассказать о себе и своих интересах. Учитель сетует, что затруднения с пониманием возникают и у родителей таких детей мигрантов.
«У многих матери совсем не говорят по-русски. Не только не говорят, вообще не понимают. Отцам некогда. Они работают. Детьми занимается мать. Какая помощь от нее школе? Пытались организовать занятия по русскому для матерей, не идут. Не положено».
В ожидании закона
Представитель школы заверил, что преподаватели ждут, когда заработает закон. «Если детей будут принимать в школы, зная, что они по-русски понимают и могут учиться, то отсеются те дети, которые по-русски вообще не говорят. Потому что приходят и такие, с которыми приходится с нуля начинать. Но это в основном начальная школа – там дети быстро схватывают. А если дети приходят в класс 6-й или 7-й, то там проблематично. Мы закон с большой надеждой ждем», – заявил учитель.
При этом школьный преподаватель отметил, что есть и вопросы, касающиеся тестирования: кто будет проводить тест на знание русского языка, как это все будет выглядеть, что дальше будет с детьми, которые все равно должны получить образование по российскому законодательству.
«Вот не говорит он по-русски, отдельные школы будут или классы – с этим пока не ясно. А то, что будут учиться те, с которыми можно работать, этого ждем», – добавил представитель школы.
Спикер также обозначил еще одну проблему, касающуюся теста на знание русского языка для мигрантов и их детей: многие дети мигрантов неплохо читают, но не понимают смысл прочитанного. Они научены сливать слоги в слова, но делают это автоматически, не вдаваясь в смысл. Часто они просто не понимают значения слов. Многие из них хорошо учат стихи и тексты наизусть, не вдаваясь в их содержание. Если будут проверять знание языка на чтении текстов, то многие опять будут считаться говорящими на русском языке.
Напомним, согласно новому закону дети мигрантов, провалившие тестирование на знание русского языка, не будут зачисляться в школы на территории РФ. Директор департамента образования Екатеринбурга Инна Гумбатова поделилась мнением, что после начала тестирования в школах начнется отток мигрантов. В Рособрнадзоре отметили, что тесты разработают к середине марта. Диагностические материалы, задания экзамена будут разработаны специальной комиссией.