В Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный теме правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности - в частности, самокатов, которые заполонили улицы с приходом весны. Обсуждение состоялось в Уральском государственном юридическом университете имени В.Ф. Яковлева.
В мероприятии приняли участие представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, законодательного собрания региона, администраций Екатеринбурга и Нижнего Тагила, ГИБДД и научного сообщества.
Тема электросамокатов сегодня очень актуальна для екатеринбуржцев. В первый день весеннего сезона камеры видеонаблюдения и очевидцы начали фиксировать нарушения со стороны водителей СИМ. В этом сезоне кикшеринговые компании планируют выставить на улицы Екатеринбурга более 16 тыс. самокатов. Они заполоняют тротуары, создавая реальную опасность для пешеходов. Езда с пассажирами, подрезание пешеходов, пересечение пешеходных переходов не спешиваясь – все эти нарушения ежегодно приводят к большому числу ДТП, виновниками которых становятся самокатчики.
Согласно официальной статистике, озвученной начальником отдела исполнения административного законодательства управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Свердловской области Айдаром Хузиным, в прошлом сезоне в авариях с самокатами пострадали 167 человек, в том числе 33 ребенка. Информации по фактическому числу ДТП и пострадавшим не существует: идентифицировать или догнать виновника аварии зачастую невозможно. К новому сезону использования электросамокатов Свердловская область пришла с теми же проблемами, что и в прошлом году.

Депутат законодательного собрания, заместитель председателя комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Алексей Свалов уверен, что электросамокатам в центре Екатеринбурга не место.
«Опрос, проведенный администрацией Екатеринбурга в марте 2025 года, показал, что большинство опрошенных категорически против электросамокатов.
Именно пешеходы стали заложниками ситуации: они вынуждены постоянно оборачиваться и, избегая травм, уступать дорогу самокатам на тротуарах, где имеют законное преимущество. Кикшеринговые компании не соблюдают договоренностей, отраженных в соглашении с администрацией Екатеринбурга. Мы видим это каждый день: самокаты хаотично разбросаны по всему городу, в том числе возле метро, хотя это напрямую противоречит соглашению, ими далеко не всегда соблюдается предусмотренное ограничение скоростного режима, что может привести к ДТП. Сами сотрудники кикшеринговых служб, развозя аккумуляторы для электросамокатов, нарушают правила дорожного движения», - отметил Алексей Свалов.

Он выразил уверенность, что администрация города должна поставить на первое место безопасность и комфорт пешеходов.
«Мое мнение неизменно: пока в городе нет необходимой инфраструктуры для СИМ, электросамокатам не место в центре Екатеринбурга. И примеры других городов, закрепленные на законодательном уровне, говорят о том, что это возможно», - резюмировал депутат.
О необходимости качественно менять подход к работе с кикшеринговыми компаниями заявил и начальник отдела организации дорожного движения министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Евгений Мышленник. «В данной ситуации необходимо пересмотреть соглашения, заключенные с операторами, предоставляющими в аренду СИМ, дополнить их некоторыми пунктами, регламентирующими именно ограничения и их ответственность в части предоставления данных транспортных средств в аренду», - отметил он.

На круглом столе прозвучали предложения усилить контроль за соблюдением договоренностей кикшеринговыми операторами, обязать их обеспечить пользователей средствами защиты, увеличить идентификационные номера на самокатах, которые сейчас разглядеть практически невозможно, проработать вопрос об эвакуации самокатов с территорий общего пользования, которые не предусмотрены для стоянки СИМ, со штрафными санкциями для оператора, убрать самокаты с пешеходной и проезжей частей. Там, где отсутствует возможность организации выделенной полосы для СИМ, самокатчиков быть не должно. Кроме того, выдвинуто предложение внести в КОАП РФ изменения, касающиеся ответственности операторов за попадание в ДТП арендованных у них самокатов.

Профессор кафедры предпринимательского права имени В.С. Якушева УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева Мария Бажина отметила, что университет готов оказать юридическую поддержку в вопросах правового регулирования эксплуатации СИМ.
«Мы готовы работать в разных направлениях, в том числе помочь разработать типовой проект соглашения с кикшеринговыми компаниями с акцентом на гражданско-правовую ответственность операторов.
Данный документ будет прежде всего направлен на обеспечение безопасности пешеходов и минимизацию ДТП с участием самокатчиков. Для этого важно грамотно прописать обязанности и ответственность кикшеринговых компаний, которые планируют продолжать работу в Екатеринбурге», - подчеркнула Мария Бажина.
Помимо этого, на круглом столе был поднят вопрос о верификации личности пользователя средством индивидуальной мобильности при помощи авторизации через портал «Госуслуги». Эта мера поможет существенно снизить число бесфигурантных ДТП и привлекать нарушителей к ответственности.