Введение Дональдом Трампом пошлин в размере 10% на все импортные товары, казалось, не коснется России: ведь в списке из 185 стран ее нет. «Но нам это принесет обвал рынка, обесценивания акций, скачок курса и новую волну инфляции», — говорит екатеринбургский экономист Виталий Калугин.
Калугин поясняет это так: «Когда Дональд Трамп в сотый раз произносил слово «тарифы» — сначала в предвыборной кампании, потом на каждом углу, — многие решили, что это снова шоу. Мол, у американцев выборы, у Трампа свои закидоны, а у нас — своя стабильность.
Только вот экономика — штука международная, и, как бы нам ни хотелось жить в выдуманном мире, реальность стучится в дверь».
Подтверждением его позиции в том, что на прошедшей неделе на фоне введения рекордных за 100 лет импортных пошлин со стороны США и обвала сырьевых цен, спровоцированного внезапным решением ОПЕК+ нарастить добычу, российский фондовый рынок потерял 2 трлн рублей всего за два дня. Индекс Мосбиржи рухнул на 8%, показав худшую динамику со времен мобилизации в 2022 году.
Под раздачу» попали все гиганты:
- Сбербанк — минус 5,2%,
- «Газпром» — минус 4,9%,
- ВТБ — минус 6%,
- «Роснефть» — минус 3,9%,
- «Лукойл» — минус 4,6%,
- «Новатэк» — минус 5,4%,
- «Мечел» — минус более 7%,
- «Аэрофлот» — минус 4,8%.
На фоне паники нефть марки Brent за два дня рухнула на 12%, медь — на 11%. Brent опускалась до 64 доллара за баррель — и это самый низкий уровень с весны 2021 года.
Калугин объясняет, что это значит для России:
- падение сырьевых доходов,
- рост цен на импорт,
- ускорение инфляции,
- угроза курсу рубля,
- проблемы с бюджетом.
«И все это — результат игры в односторонние решения и экономический эгоизм. Пока мир сыпется в новую рецессию, а рынки трещат по швам, у нас по-прежнему принято закрывать глаза, затыкать уши и рассказывать себе сказки про «нас это не касается», — проясняет Калугин».
«На наших глазах разворачивается мощнейший кризис», — говорит и инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган. По данным JPMorgan, вероятность глобальной рецессии — 60%.
Ранее ЕАН рассказывал, что такой же точки зрения придерживаются и российские экономисты.