РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 18 апреля 2025 в 15:39

Спецпроект ЕАН к 80-летию Победы: Свердловск – город госпиталей

ЕАН начинает спецпроект к 80-летию Победы: Свердловск - город госпиталей
© ЕАН. Архив
В годы Великой Отечественной войны Свердловск стал идеальным местом для эвакуации – крупный город, промышленный центр и к тому же находился в глубоком тылу. В Свердловск эвакуировали советских граждан с оккупированных территорий, раненых, заводы, произведения искусства и театры. К годовщине 80-летия Победы ЕАН подготовил спецпроект об эвакогоспиталях, которые работали в Свердловске, ставшем одним из крупнейших госпитальных центров страны и области.
В Свердловской области разместили в общей сложности 161 эвакогоспиталь. Из них 49 находились в самом Свердловске. Под медучреждения отдали 17 школ, 5 крупных контор, 7 корпусов институтов и техникумов, 2 дома отдыха, гостиницы.
Примечательно, что еще в 1936 году санитарным управлением РККА и Наркоматом просвещения СССР были согласованы типовые планы для строительства школ. Этот проект подразумевал, что в случае начала войны здание школы перепрофилировалось под госпиталь. Согласно установленным перечням работ, приспособление школьных помещений под госпитали не могло превышать двух недель. Эти две недели отпускались на косметический ремонт, установление ванн, электронагревательного и хирургического оборудования, доработку системы отопления, в случае необходимости - настил водонепроницаемых полов.
Перед финской войной 1939 года в каждом намеченном по плану под госпиталь здании школы провели подготовительные работы по созданию санпропускников – сортировочных пунктов по учету и распределению раненых. А после окончания зимней войны, когда предстоящая война с Германией была уже всем очевидна, в 1940 году в таких школах начали устраивать склады медикаментов и медицинского инвентаря. При Красном Кресте стали работать курсы сандружин, на которых занималось немало школьниц старших классов.
Первые раненые начали поступать в Свердловск уже 12 июля 1941 года. Главным санпропускником области стало здание железнодорожного вокзала, на месте которого сейчас находится станция Шарташ, где останавливаются электрички. Сюда круглосуточно приходили поезда с ранеными, а позже и с жителями блокадного Ленинграда, которые также нуждались в лечении. В санпропускнике происходила сортировка раненых, отсюда их развозили в специализированные госпитали в зависимости от типа ранения. Были и общетерапевтические госпитали.
В общей сложности в Свердловской области развернули госпитали на 50 тыс. коек, через которые прошли сотни тысяч раненых.
В Свердловске было создано управление эвакогоспиталей, которое возглавил Иосиф Наумович Либерман, до войны работавший руководителем медсанчасти Уралмашзавода. Либерман сумел собрать в управлении лучших уральских медиков, в том числе главным хирургом госпиталей был профессор А.Т. Лидский, главным терапевтом - профессор В.М. Каратыгин.
Иосиф Либерман, начальник управления эвакогоспиталей Свердловска
В свердловских госпиталях порядка 47% раненых излечивались и возвращались в строй. Остальные проценты приходились по большей части на ставших инвалидами, которых в итоге комиссовали из армии, и умерших. Большое число излечившихся было потому, что при лечении в Свердловске уже массово применялись сульфаниламидные препараты – предшественники антибиотиков. Некоторые госпитали работали в Свердловске лишь несколько месяцев и уже в 1942 году были перенесены ближе к фронту. Некоторые работали до конца войны, иные функционировали до 1948 года.
В Свердловске госпитали занимали либо целые здания, либо для них выделяось один-два этажа, а само строение продолжало функционировать по назначению. В каждом из них размещалось от 200 до 1600 коек. Так, например, было в здании нынешней гимназии №9 на проспекте Ленина, 33 – госпиталь №3866. Эвакуированный из Ворошиловградской (Луганской) области госпиталь находился на третьем этаже, а на двух первых продолжали учиться дети. В спортзале устроили стационар для выздоравливающих. Плюсом являлось то, что дети были вовлечены в процесс излечения бойцов – в свободное время они активно помогали раненым, ухаживали за ними, выращивали на огороде для них овощи.
Госпиталь в нынешнем здании НПО автоматики был самым большим в Свердловске
Эвакуированный из поселка Кабанье Ворошиловградской (Луганской) области госпиталь стал самым большим в Свердловске и разместился в здании нынешнего НПО автоматики на улице Мамина-Сибиряка, 145, он получил №414. Это большое здание, которое сегодня занимает почти целый квартал, начали строить в 1931 году как Дом промышленности. На момент начала войны успели построить первую очередь – половину от того корпуса, что расположен на улице Мамина-Сибиряка. На первых шести этажах здания продолжал функционировать Дом промышленности со множеством контор, а на седьмом этаже открыли госпиталь на 1600 коек. Большие лифты здания помогали поднимать бойцов наверх.
Для того, чтобы подготовить к мирной жизни людей, лишившихся рук или ног, при некоторых госпиталях были организованы курсы, на которых готовились счетоводы, сапожники, рабочие по ремонту бытовых электроприборов. Для тех, кто закончил мало классов в школе, работали курсы по ликвидации малограмотности.
Зинаида Туснолобова-Марченко в свердловском госпитале №3866
Зинаида Туснолобова-Марченко после войны
Самой знаменитой пациенткой в Свердловске была Герой Советского Союза Зинаида Туснолобова-Марченко. За восемь месяцев пребывания на фронте старшина медицинской службы Туснолобова-Марченко вынесла с поля боя 123 раненых. 2 февраля 1943 года в бою за станцию Горшечное Курской области она пыталась оказать помощь раненому командиру взвода. Пока она ползла к лейтенанту, сама была тяжело ранена: ей перебило ноги. В это время немцы перешли в контратаку. Зинаида попыталась притвориться мертвой, но один из немецких солдат заметил ее и ударами сапог и приклада попытался добить. Сутки на морозе женщина пролежала среди трупов, пока ее не обнаружила разведгруппа. Вследствие обморожения ей пришлось ампутировать руки и ноги. Туснолобову-Марченко лечили в эвакогоспитале №3861, который в то время размещался в здании железнодорожной поликлиники Кагановичского (ныне Железнодорожного) района на улице Гражданской, 7.
Ведущий хирург госпиталя Николай Соколов сделал девушке несколько искусных операций – разделил кости её левой руки и обшил мышцами.
Образовавшимися двумя «пальцами» она стала учиться брать вещи, причесываться, умываться, самостоятельно держать ложку, стакан, писать и даже использовать швейную иголку в деле. В начале 1944 года Николай Соколов отвез Зинаиду в Москву, в протезный институт, где ей изготовили протезы, и она снова научилась ходить.
Некоторые здания, в которых в годы войны находились госпитали, сохранились в первоначальном виде, иные были реконструированы. На части зданий висят памятные мраморные таблички с информацией о госпитале, на других зданиях таких табличек нет. Некоторые здания были снесены, и на их месте появились другие строения.
Корреспонденты агентства встретились с хранителями музеев в госпитале ветеранов всех войн, гимназии №37, школе №67, музее истории медицины и НПО автоматики, а также с представителем династии врачей Мальгиных. С 21 по 28 апреля ищите материалы спецпроекта ЕАН «Свердловск – город госпиталей» в соцсетях и на сайте агентства.
Свердловск - город госпиталей
avito
almaceramica
Главные новости
Дед из Израиля, миллион долларов в чулке и скипидарные заводы в Киеве: как оренбургский экс-министр Самбурский объяснил расходыКакие новые меры поддержки участников СВО планируют ввести в РоссииСтроитель развязки у «Калины» в Екатеринбурге не платит подрядчикам, в том числе на новых территорияхПочему генерал Суровикин появился на мероприятии в Алжире в штатском костюме с чужого плеча. ФотоОмбудсмен Москалькова: «Получила 140 тысяч обращений от семей погибших, пленных и пропавших без вести на СВО». ФотоВ Екатеринбурге на экзамен по русскому языку записалось более сотни детей мигрантов