[18+]
29 июля 2025 в 16:09

В заложниках - дети: история войны чиновников и екатеринбургских благотворителей

Подробный разбор конфликта фонда «Я особенный» и свердловского минсоцполитики
© ЕАН / Архивное фото
Свердловский благотворительный фонд «Я особенный», который на протяжении 11 лет занимается помощью детям с РАС, оказался под угрозой закрытия. Причина – в многолетнем конфликте с министерством социальной политики региона. Мы решили разобраться в этой сложной истории.
Вначале организация располагалась в небольшом помещении в районе Южного автовокзала в Екатеринбурге. «С детьми занимались дефектолог, психолог и логопед, были кружки по шахматам, робототехнике и рисованию. Работу фонда, как и сейчас, оплачивало министерство социальной политики Свердловской области — мы сдавали ежемесячные отчеты и получали компенсацию затрат. В 2019 году, когда министерство задержало выплаты на несколько месяцев, нам пришлось съехать из старого центра», — говорится на сайте фонда.
В министерстве тогда свое решение объяснили тем, что отчеты фонда об оказанных услугах были неполными. Организации пришлось переехать в бизнес-центр «Суворов». Однако оказывать социальные услуги особенным детям было сложно в условиях БЦ, поэтому специалисты стали работать на дому у семей и онлайн. В 2020 году после начала пандемии коронавируса у фонда появилась школа для родителей, чтобы они могли справляться с разными проблемами самостоятельно.
На текущий момент «Я особенный» обслуживает около 1000 семей.
В то же время вышел приказ минсоцполитики в виде поправок в нормы предоставления социальных услуг, в частности, психологических тренингов для детей с нарушениями в развитии. Раньше в нормах было написано, что такая помощь могла оказываться «по мере необходимости». По мнению чиновников, эта формулировка позволяла учитывать сразу несколько социальных услуг указанного вида в рамках одного занятия. Власти обнаружили, что коллизией могут воспользоваться недобросовестные НКО. В фонде попытались оспорить документ, аргументируя, что заявленного количества занятий для качественной реабилитации недостаточно, а предположения о широких возможностях для мошенников некорректны. Там настаивали на недостаточном регулировании этой сферы в целом со стороны государства. Однако суды тогда встали на сторону чиновников.
К еще одному витку противостояния привело намерение минсоца сократить объем услуг в перечне, оплачиваемом государством частным поставщикам, таким, как «Я особенный».
На протяжении трех последних лет фонд борется с инициативой чиновников, считая, что из-за сокращения списка услуг пострадают семьи, в которых живут дети с инвалидностью. В министерстве тогда пояснили, что таким образом борются с абстракцией в формулировках.
«В настоящий момент мы провели комплексный анализ фактически оказанных социальных услуг за 2018 - 2020 годы. Во всех случаях по объему и продолжительности предоставления услуги установлены конкретные значения, опирающиеся на практику и применяемые технологии социального обслуживания. В части продолжительности оказания услуг вводится формулировка «не менее». Это сделано для того, чтобы не допустить необоснованного занижения объемов предоставления социальных услуг», — туманно заявили тогда в ведомстве.
Еще одной проблемой тогда стали тарифы на работу негосударственных поставщиков социальных услуг, не менявшиеся с 90-х годов. Так, в 2022 году суммы составляли от 2 рублей 67 копеек до 504 рублей 86 копеек. К примеру, 20 минут работы высококвалифицированного сотрудника негосударственной организации стоят 86 рублей, и в эту сумму заложена его работа по поиску педагогов для детей, налоги, бухгалтерия и так далее. Эти тарифы не учитывают расходов на функционирование негосударственных организаций, уверяли в фонде.
Следом в министерстве решили уменьшить список социальных услуг, которые можно оказывать дистанционно. В фонде вновь восприняли идею в штыки, к ним подключились активные родители, которые обратились к врио губернатора Свердловской области Денису Паслеру.
По их мнению, это негативно отразится на жизни семей, в которых есть дети-инвалиды, ведь теперь по малейшему поводу придется ездить в стационар, а многие живут в маленьких городах и поселках, где попросту не найти центров помощи.
В фонде «Я особенный» не скрывают мнения, что эта мера — попытка министерства сократить расходы на фоне проигранных организации судов. Дело в том, что им вновь не платили за работу весь 2023 год, накопив долг в размере 111 млн. Не исключают в организации и мести со стороны чиновников, потому что весной 2025 года фонд исключили из реестра поставщиков. Причиной, по данным фонда, стало несоответствие нормам помещений, которые он занимал. Там утверждают, что раньше таких претензий министерство не предъявляло. В минсоцполитики опровергли информацию о нарушении санитарных норм и уточнили, что причиной стали недостоверные данные в реестре, согласно которым помещения организаций не были адаптированы для маломобильных граждан, кроме того, там отсутствовало необходимое оборудование.
С апреля организация, которая, как уверяет его руководитель Александрина Хаитова, не прекратила свою работу, а ей самой пришлось влезать в кредиты, чтобы платить специалистам за работу с детьми. Выигранные в судах деньги идут на погашение задолженностей за 2023 год.
Сотрудники «Я особенный» сейчас занимаются поиском нового помещения, которое бы соответствовало нормативам, чтобы вернуться в реестр поставщиков. Примечательно, что независимая экспертиза не нашла каких-либо нарушений в обустройстве помещений фонда.
«Мы вместе с педагогами продолжаем помогать тысяче детей. Со всеми расходами, включая персонал и аренду, в месяц мы тратим около 10 млн рублей. Все это время я набирала долг, с которым все еще не рассчиталась. Я верю, что все будет хорошо, но вообще сложилась рискованная ситуация для организации. Есть риск прекращения работы фонда с большим количеством семей, что приведет к угрозе социального взрыва»,— рассказала ЕАН Александрина Хаитова.
Свердловск - город госпиталей
almaceramica
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты