Екатеринбург потрясла история о матери, которая убила своих маленьких детей, а затем покончила с собой. В предсмертной записке она попросила прощения у близких, но причин такого решения не назвала. Специалисты по имеющимся в СМИ данным склонны предполагать, что женщина страдала послеродовой депрессией, которая и привела к этой трагедии.
Послеродовая депрессия не такое редкое заболевание, как может показаться. Принято считать, что после родов женщина наполняется счастьем материнства и ничто не может омрачить это состояние. Однако на деле картина не столь радужная, и иногда помочь молодой маме могут только врачи. В колонке для ЕАН практикующий семейный и перинатальный психолог, кандидат психологических наук, преподаватель, автор и ведущая тренингов, мама четырех детей Нателла Колобова рассказала, как определить у себя или близких послеродовую депрессию, сколько она длится и почему современным женщинам сложнее быть мамами, чем их бабушкам.
«Подавленное состояние после родов не всегда является депрессией. Около 50–80% женщин сталкиваются с так называемыми голубыми блюзами — снижением настроения в первую неделю после родов. Это связано с резкой перестройкой гормонального фона. Во время беременности организм вырабатывает эстроген, прогестерон и хорионический гонадотропин, которые отвечают за поддержание беременности. После родов их уровень резко снижается, а на смену приходят окситоцин и пролактин, необходимые для лактации. Это называется синдромом третьего дня, и бояться этого состояния не нужно. Можно спокойно дать волю слезам, эмоциям. «Голубые блюзы» не требуют лечения, но важно обеспечить женщине поддержку и понимание.
Еще у 20–30% женщин наблюдаются легкие или умеренные депрессивные состояния, требующие психотерапии. В 0,2–1% случаев после родов могут развиться тяжелые послеродовые депрессии или мании, требующие вмешательства психиатра.
В группу риска попадают женщины, у которых есть определенные проблемы:
- отягощенный анамнез,
- трудности в отношениях с матерью,
- проблемы в отношениях с партнером, отцом ребенка,
- финансовые затруднения,
- идеалистические представления о материнстве и младенчестве,
- отсутствие инициации в материнство и супружество.
Признаками послеродовой депрессии могут быть упадок сил и настроения, отсутствие интереса к жизни, базовым потребностям, таким, как сон, еда или гигиена. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что женщина чрезмерно сосредоточена на проблемах, связанных со здоровьем ребенка. Но она не признает, что у нее что-то идет не так, и отказывается обращаться за помощью.
С условных племенных времен и до сегодняшних дней мать не оставалась наедине с ребенком никогда. Всегда рядом были другие люди – община, родственники, которые помогали ей. А сейчас женщина, выходя из роддома, зачастую остается с малышом одна, причем долгое время. Это очень тяжелое состояние, вне зависимости от того, сколько у нее детей. Мама постоянно напряжена, и в результате у нее наступает выгорание, которое в один момент может выстрелить. Очень важно, чтобы рядом с ней всегда кто-то был, кто мог бы взять на себя заботу о малыше на некоторое время, разгрузить и дать женщине расслабиться.
Всего несколько дней недосыпа из-за плача ребенка могут привести маму к измененному состоянию, опасному для нее и ребенка.
Существует миф, что послеродовая депрессия может длиться всего несколько месяцев, но это не так. Иногда она может растянуться на годы, и с каждым следующим ребенком будет запускаться новый кризисный цикл, который накладывается на неоконченный предыдущий.
Очень важен и возраст мамы. Если рассматривать недавний пример, то там женщина родила первенца после 40 лет, второй ребенок появился после 45 лет. Если еще учесть, что кроме возрастной матери ей никто не помогал, то она оказалась в настоящей зоне риска.
К несчастью, у нас нет службы, которая отслеживала бы психологическое состояние мам. У врачей в консультациях даже нет скриптов для проверки женщин на наличие депрессии.
Задача психологов, врачей и педагогов - максимально информировать женщин о том, как следить за своим ментальным здоровьем, на что обращать внимание и так далее. Государство оказывает материальную поддержку семьям, но ведь о ментальном здоровье мам тоже нельзя забывать.
Выгорание – это настоящий бич нашего времени. Многие воспринимают его негативно, мол, нечего с жиру беситься. Стиральная машинка у тебя есть, посудомойка есть, робот-пылесос, памперсы — что еще нужно? А матери не хватает элементарной поддержки, у нее нет человека, который сказал бы, что она хорошая мама и имеет право на ошибки, а этот человек всегда будет рядом и поддержит ее во всем. Женщина идет за такой поддержкой в интернет, который кишит противоречивой информацией, погружая в полный хаос. Выбор, который мама должна сделать, чтобы быть, по ее мнению, идеальной, отнимает очень много сил, за него отвечает самая энергозатратная часть мозга.
А еще мои коллеги-психологи подливают масла в огонь, заявляя, что все травмы у человека из детства. И мама попросту боится всего на свете, чтобы не травмировать своего ребенка. В этом плане нашим бабушкам было легче, в то время была преемственность системы воспитания, четкая модель. Сегодня много разрозненной информации, концепций, а как правильно, никто на самом деле не знает».
Добавим, что 15 августа в Екатеринбурге пройдет мероприятие, посвященное душевному здоровью мам и кризису выгорания. Среди спикеров - сама Нателла Колобова, ее коллеги Елена Захезина и Юлиана Максутова. Прийти туда можно бесплатно, необходимо только зарегистрироваться.

Как пережить подростковый шторм, ЕГЭ и разглядеть «суть» ребенка – интервью с психологом 6 мая в 12:33
