Генпрокуратура привлекает к делу о национализации «Корпорации СТС» родственников предпринимателей, контролирующих бизнес, и причастных к нему чиновников. В деле в качестве третьих лиц фигурируют дети и даже бывшие супруги ответчиков. В этом убедился журналист ЕАН, изучив иск надзорного ведомства.
Так, Генпрокуратура в качестве ответчика требует привлечь сына Артема Бикова Бориса и еще двоих детей — в качестве третьих лиц (косвенно это может указывать на то, что они еще несовершеннолетние). Также в качестве третьего лица привлекается Ирина Владимировна Бикова. У Алексея Боброва к делу привлечена жена и дети - все как третьи лица.
Отдельного упоминания заслуживают дети чиновников: по мнению Генпрокуратуры, строить работающую по всему УрФО бизнес-империю помогали чиновники только Свердловской области. В качестве третьего лица в иске упомянуты сын экс-министра ЖКХ области Николая Смирнова Алексей и супруга Инна. Претензии Генпрокуратура предъявляет и экс-супруге ответчика - министра МУГИСО Алексея Пьянкова Оксане Рудницкой и их сыну Александру.
Но больше всего претензий - к родственникам действующего вице-губернатора Олега Чемезова. Там задействованы даже дочери с другими фамилиями. Всего в иске пятеро детей чиновника и его супруга Ирина.
Ранее ЕАН рассказывал, что иск этот крайне обширен: только третьих лиц в нем 101, ответчиков же — 38. Рассмотрение дела назначено на понедельник, 22 сентября. Генпрокуратура России подала иск в Ленинский районный суд Екатеринбурга об обращении в доход государства «Облкоммунэнерго», судя по датам на сайте суда, 10 сентября. Список привлеченных к делу постоянно расширяется: первоначально в нем было 14 человек и 20 компаний, на утро 19 сентября - уже 55 человек и 80 компаний. В деле есть даже «скрытые» третьи лица, данные которых суд засекретил: их как минимум девять.
На данный момент владельцами большинства структур являются Артем Биков и его компаньон, бизнесмен Алексей Бобров. Генпрокуратура отмечает, что группа компаний «Корпорация СТС», бенефициарами которой они выступают, «монополизировала генерацию и поставку электроэнергии, водоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами на территории УрФО. В связи с этим корпорация имеет стратегическое значение для энергетической безопасности страны».
Генпрокуратура требует передать в доход РФ и акции свердловского АО «Облкоммунэнерго» (75%), принадлежащие АО «СУЭНКО». Ответчиками по антикоррупционному иску стали также бывшие министры Свердловской области по государственному имуществу Алексей Пьянков (в 2012 - 2016 годы), энергетике и ЖКХ Николай Смирнов (в 2011 - 2025 годы).
В надзорном ведомстве считают, что благодаря последним Биков и Бобров получили контроль над бывшим государственным унитарным предприятием «Облкоммунэнерго».
Также среди ответчиков в иске значится вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов, который, по данным прокуратуры, после заключения в 2025 году Смирнова под стражу по делу о взяточничестве взял над холдингом шефство, обеспечивая «лоббирование и согласование кабальных тарифов на оказываемые компаниями Бикова и Боброва коммунальные услуги».
ЕАН рассказывал, что это значит - быть третьим лицом по иску о национализации. По словам адвоката Дмитрия Лебедева, главная причина привлечения третьих лиц в том, что решение суда затрагивает их интересы. «По мнению истца — Генпрокуратуры, они все связаны с деятельностью корпорации, у них могут быть имущественные права или активы внутри этой структуры. Национализация неизбежно затронет их интересы, прямо или косвенно», — пояснил адвокат.
При этом, по словам юриста, сам по себе статус третьего лица не означает ареста счетов или конфискации имущества. «Но нельзя исключать, что впоследствии они могут оказаться ответчиками. В этом случае обеспечительные меры возможны, включая арест имущества или акций», — подчеркнул юрист.

Кого затронет национализация активов Бикова и Боброва: в деле 101 «третье лицо»19 сентября в 12:46
