[18+]
25 сентября 2025 в 15:31

Почему Свердловская область отстает в отрасли ЖКХ – колонка управляющей ТСЖ

Управляющая ТСЖ поделилась мыслями, почему Свердловская область отстает от других регионов в развитии ЖКХ
© ЕАН. Гора беспорядочно брошенных граблей
Сфера жилищно-коммунального хозяйства считается одной из самых проблемных не только в Свердловской области, но и в России. Новости об устаревшей и требующей ремонта инфраструктуре, частых авариях, перебоях с отоплением и водоснабжением для свердловчан привычны. Стоит ли говорить, что решение самого простого вопроса с управляющей компанией нередко для жителей становится сложным квестом. Управляющая екатеринбургским ТСЖ «Прогресс» Оксана Курбатова съездила на всероссийский конкурс в сфере ЖКХ «Миссия комфорт» и поделилась с ЕАН мыслями, почему Свердловской области еще очень далеко до Москвы, Смоленской области и Нижнего Новгорода и какая главная проблема нашего региона. Подробнее – читайте в колонке.
Предоставлено ТСЖ «Прогресс». Представители организации на форуме в Москве
«Недавно в жизни нашего ТСЖ случился чудесный проект “Миссия комфорт”. Это масштабнейший конкурс, где собираются предприятия в сфере ЖКХ и экспертный совет высочайшего уровня. Мы подготовили три проекта: по разгораживанию мест общего пользования, водоотведению и управлению системой отопления в многоэтажном доме. В результате получили диплом третьей степени. Но самое крутое, что в рамках конкурса была интересная программа для представителей отрасли. Мы познакомились с городским хозяйством Москвы и проектами других регионов.
И знаете, стало так обидно за нас, за Свердловскую область. К сожалению, мы катастрофически отстаем от многих регионов. Там за последние три года в связи с вовлеченностью руководителей различных госструктур сделан огромный рывок, главными критериями которого являются удобство жителей, чистота территорий, быстрота реагирования на любую проблему и контроль исполнения работ.
Почему мы отстаем? Я уже 17 лет работаю в отрасли и сейчас думаю, что в Свердловской области просто нет хозяина в ЖКХ. Бывший министр Николай Смирнов много улыбался, всегда был на позитиве, даже когда убеждал жителей области, что повышение тарифов на 40% - «это нормально». (В данный момент он проходит обвиняемым по делу о крупной взятке).
Сейчас я вижу, что в других регионах представители власти вовлечены намного глубже в решение всех проблем отрасли. На форум приезжали губернаторы, главы городов, другие чиновники. В Самарской области, например, администрация помогает с разработкой проектов благоустройства дворов и участием в различных программах. Губернатор Смоленской области, численность населения которой в разы ниже нашей (850 тыс. человек), отчитывается о существенном количестве обновленных инженерных сетей, платежной дисциплине и отсутствии срывов в работе по капремонту. А Нижний Новгород, Санкт-Петербург настолько ушли далеко от нас по уровню развития ЖКХ - не догнать!
Отдельно хочется сказать про Москву. Понятно, что это столица и она впереди планеты всей. Но то, как все устроено в городском хозяйстве, надо брать на вооружение. Москва нацелена на то, что они готовы слушать и слышать людей: чем они обеспокоены, что их волнует, как УК может улучшить жизнь. На экскурсии мы посмотрели, как собирают заявки жителей, как обслуживают. Скорость реакции на заявку там просто космическая. Везде стоят видеокамеры, фото любого нарушения попадает в систему, обрабатывается и уходит определенному исполнителю, который уже решает проблему. Мы же в Свердловской области даже не начали двигаться в этом направлении.
Предоставлено ТСЖ «Прогресс». 60 участников очного этапа конкурса, допущенных к защите проектов в Общественной палате РФ
В 2022 в Москве открыт «Центр управления комплекса городского хозяйства», на базе которого реализуется очень масштабный проект по централизованной диспетчерской службе. Но там ситуация в целом кардинально другая – 72% жилфонда обслуживается одной государственной управляющей компанией (ГБУ «Жилищник»). Им проще контролировать, у нас в свердловском ЖКХ разрозненность дикая. Как это работает в Москве? У них есть один комплексный центр, где собраны все службы быстрого реагирования. Жители могут обратиться по единому номеру по любой проблеме: ДТП, засор труб, проблемы с ливневкой, отсутствие отопления, противоправные действия, неработающие светофоры. В этот момент в одном огромном зале сидят представители водоканала, газовых служб, других структур. Заявку обрабатывают, и она тут же поступает по адресу и берется в работу необходимой службой. Все работает как часы.
Мы стали спрашивать у представителей служб, существует ли обратная связь, контролируется ли выполнение заявки, что будет, если ничего не сделают? На нас удивленно посмотрели и спросили: «В смысле не сделают?» То есть для них игнорирование заявки жителя – это вообще что-то нереальное. Если проблема не решена, следующим этапом человек позвонит в мэрию, тогда уже чиновники подключатся к решению проблемы. Но в этом случае представители служб, которые не выполнили работу, точно получат выговор.
Это работающая и классная модель. Правильно сказал заммэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков: «Если вам нравится, как у нас все работает, приедьте – посмотрите - переймите опыт - сделайте у себя в регионе то же самое. Не надо изобретать велосипед».
Еще об успехах в сфере ЖКХ рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Разумишкин. В городе разработана система контроля состояния домов, содержания территорий и работы персонала УК. Ведь все вечно говорят о дефиците кадров в сфере ЖКХ. Как оказалось, сотрудники есть, просто они зачастую ранее находились не на своих рабочих местах и, как результат - не выполняли работу в полной мере. С помощью контроля работы техники (датчики и метки) и сотрудников (мобильное приложение) получилось объективно оценить ручную уборку города (видно, сколько сотрудников на смене, какие задачи выполняются, фотофиксация результата работ) и в случае необходимости корректировать планы работ. Благодаря городским камерам (130 000 шт.) производится контроль произведенных работ. Использование программного обеспечения по многим вопросам сократило время на бумажную работу (отчеты, табелирование сотрудников и т. д).
Такие мероприятия для обмена опытом реально полезны, особенно когда городские власти хотят что-то изменить и меняют. И очень обидно, что в Свердловской области тоже разработано много достойных кейсов в сфере ЖКХ. Например, наша местная УК «Академический» на конкурсе стала лучшей в стране в номинации «Инновационные решения в ЖКХ», получив диплом I степени. Но наши чиновники не проявляют к этому интерес.
В прошлом году я и еще одна представительница Свердловской области стали победителями всероссийского конкурса «Краса ЖКХ» и были приглашены в Москву на вручение наград. Я тогда обратилась в министерство ЖКХ Свердловской области и попросила содействия в организации поездки. Мне официальным письмом ответили, что меня благодарят за активное участие в различных мероприятиях и конкурсах, но финансирование поездок для таких, как мы, не предусмотрено! Мол, «если нравится – играйтесь, но за свой счет!»
А после возвращения с победой звонили представители партии «Единая Россия» и спрашивали: «Не хочу ли я поблагодарить кого-то за поддержку?» Я сказала, что не хочу, так как благодарна только родителям, которые меня вырастили и выучили, и мужу, который оплачивает мои поездки. Больше в этом никто не участвует. Нашим властям это просто не надо, и они стараются не допускать активного общения специалистов из разных регионов, благодаря которому можно узнать, как проблемы решаются в других субъектах РФ.
Взять те же автомобильные шины. Как оказалось, во многих областях их вывозили бесплатно. Задача людей была просто собрать. У нас тогда во дворе оказалось 220 шин. Я теперь точно знаю, что в один «КамАЗ» входит только 140. Мы были вынуждены на деньги жильцов нанять две машины, заплатить за вывоз и утилизацию более 25 тыс. А в соседнем Пермском крае это происходило бесплатно. Мне председатель МКД из Губахи сказала: «Ну еще бы мы за это платили… К нам приехали и все забрали. Бесплатно».
Почему утилизировать батарейки так дорого? Мы делаем большие социальные проекты, спасаем экологию, собираем батарейки. Купили недорогие контейнеры, расставили в подъездах, что дало дополнительный огромный всплеск сбора. Попробовали официально утилизировать: прием одного килограмма стоил более 1,5 тыс. рублей. Важно! Платят не ТСЖ и его экоактивным жителям, а платим МЫ.
Утилизация пятилитровой бутылки с батарейками стоит от 7 тыс. рублей. Один раз сдала и поняла, что больше так делать не буду. Теперь я, как многодетная мама, жду акцию в школе «Принеси батарейку – спаси ежика». И, как вы понимаете, классы, в которых учатся мои дети, бьют все рекорды, потому что каждому из них по 3-4 пятилитровые бутылки батареек я могу дать, и да, мы спасаем ежиков!
ЕАН. Контейнеры под батарейки в многоэтажном доме ТСЖ «Прогресс
То же самое касается и пластика. Наше ТСЖ одним из первых заключило контракт на бесплатный вывоз пластика с одним ИП. Недавно его пыталась «выдавить» с рынка одна компания. Просто начали пропадать установленные им сетки для пластика. Как итог - представитель ИП, с которым мы работали много лет, был вынужден (в целях сохранности) убрать свое оборудование. А у нас жители уже приучены разделять отходы, и, чтобы этот навык не утратить, я была вынуждена позвонить региональному оператору и попросить установить на нашу контейнерную площадку их оборудование. А в ответ услышала: «Хорошо. Мы вам установим дополнительный контейнер, но для этого необходимо подписать допсоглашение об оплате… Мы же не будем ваш пластик бесплатно вывозить».
По моему мнению, любой экологический проект, в котором принимают участие люди, однозначно должен быть бесплатным, т. к. они тратят свое время, силы, которые должны как минимум быть как-то вознаграждены. При этом не стоит забывать, что организации, перерабатывающие отсортированные фракции отходов, получают за это деньги.
Свердловской области есть к чему стремиться. Я пришла в отрасль очень давно, и мне всегда было интересно, почему мы все достаточно много платим, но нас «как могут – так и обслуживают». Другие регионы уже совершенно на другом уровне, есть заявка – она должна быть выполнена. А если не выполнена, то подключаются другие исполнители и делают это за тебя, но ты в итоге заплатишь за свое бездействие.
Немного обидно, что у нас сфере ЖКХ не уделяется должное внимание, везде беспорядок, который оправдывается кадровым дефицитом. Далеко ходить не надо. За нашим домом территория принадлежит администрации Октябрьского района. Я не могу допроситься, чтобы ее регулярно убирали. Мы год ждали, когда ее поставят в план на сенокос и сбор мусора. В июле 2025-го пишу в администрацию очередное письмо о том, что в 2024 году покос был произведен лишь один раз на узком участке газона, в 2025-м не произведен вообще. Прошу указать сроки, периодичность и даты проведения работ. Через неделю, действительно, появляется трактор и траву косят, а следом я получаю лаконичный ответ: «Работы по уборке объектов улично-дорожной сети осуществляются в соответствии с утвержденным регламентом».
Не поленилась, нашла в интернете указанный регламент. На 70 листах расписано, что и как часто должны делать… Разобраться в указанных цифрах и столбиках сложно, но понятно одно – регламент не выполняется! Ведь в итоге за все лето один раз покосили.
Я выходила с предложением к администрации: если вы не справляетесь с работой – делегируйте ее нам. Мы сами будем следить за территорией, а вы будете нам оплачивать данную работу. Нам сказали: нет, это невозможно, будут сами обслуживать свою территорию… Но проблема в том, что этого не происходит, мы жалуемся, в ответ получаем отписки, а как итог – большинство общих территорий находятся в запущенном состоянии.
Доходит до того, что представители администрации даже сами не разбираются, где и что у них происходит. В июне 2024 года мы столкнулись с такой ситуацией: от жителя нашего микрорайона в администрацию поступила жалоба на неудовлетворительное состояние контейнерной площадки, расположенной напротив домов №36, 37 и 42 на Латвийской. Все местные жители понимают, где эта «постоянно не прибранная мусорка» находится, а сотрудники нашей администрации не понимают. В итоге в три ТСЖ ими были направлены требования отчитаться за состояние контейнерной площадки.
ТСЖ «Прогресс». Требование администрации района убрать территорию
Но у нас (дом 37) двор загорожен и мусорная площадка установлена внутри территории, а никак не напротив. Поэтому в своем ответе я так и написала: « …Хотелось бы в будущем, чтобы сотрудники администрации Октябрьского района не формально подходили к получаемым «сигналам» от жителей района, а знали свою территорию и знали все проблемные места, существующие на ней!»
Ответ ТСЖ «Прогресс» на требование убрать территорию
В заключение хочется сказать, что на таких масштабных всероссийских мероприятиях становится понятно, что нет разницы, большой или маленький город, проблемы в сфере ЖКХ есть везде, в большинстве своем они одинаковые и очень хорошо, когда есть возможность перенять положительный опыт других компаний и регионов и внедрить его на благо жителей своей области. Ведь защищали свои проекты не только крупные мегаполисы, но и совсем маленькие. Город Бакал в Саткинском районе Челябинской области меня просто поразил. Население всего 18 тыс. человек, у нас микрорайон Компрессорный больше. А там так грамотно выстроено взаимодействие жителей, представителей УК и администрации города, что можно только позавидовать. У нас такой связи и работы с местными чиновниками, к сожалению, просто нет».
Свердловск - город госпиталей
bpla-ekb
Главные новости
Власти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курортыСрок сдачи нового аэропорта в Оренбурге перенесенСвердловчане продолжают массово устанавливать самозапрет на займыМурашко отметил снижение качества медпомощи в Оренбургской области без Савиновой