21 декабря 2020 года первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов уволился со своего поста, чтобы занять должность первого заместителя главы Екатеринбурга. Предполагаемое «понижение» верного члена команды Евгения Куйвашева (он в тот момент возглавлял Свердловскую область) изначально выглядело нарочито. Все понимали, что Алексей Орлов будет первым вице-мэром уральской столицы недолго, и ровно через сутки гордума назначила его и. о. главы Екатеринбурга.
Занимавший пост градоначальника Александр Высокинский, в свою очередь, был назначен первым замом губернатора, чтобы через 9 месяцев стать сенатором от законодательной власти, заменив в Совете Федерации другого бывшего мэра Екатеринбурга — Аркадия Чернецкого.
Таким образом, 22 декабря 2020 года Алексей Орлов стал главой Екатеринбурга. Официально от приставки «и. о.» он избавился 9 февраля 2021-го после выборов в гордуме по «советской системе», однако фактическая работа началась уже в декабре 2020-го. Пять лет спустя, встречаясь с главными редакторами екатеринбургских СМИ, градоначальник заявил, что, вернись он в прошлое, подумал бы много раз над вопросом, соглашаться ли на уход в мэры Екатеринбурга.
«Нервы, нагрузка колоссальная», — объяснил Орлов.
Однако, чтобы не заставить нового свердловского губернатора Дениса Паслера размышлять о пролонгации полномочий, тут же добавил, что удовлетворение от результатов работы есть. «Ни о чем не жалею, другой жизни для себя бы не желал», – заявил мэр Екатеринбурга.
ЕАН уже не раз анализировал оперативную деятельность Алексея Орлова на посту главы Екатеринбурга. Мы писали, что именно в «пятилетку Орлова» завершилось строительство ЕКАД, открылось движение по Макаровскому мосту, началось строительство путепровода у «Калины», и завершилось строительство развязки на Машинной-Луганской. В «пятилетку Орлова» Екатеринбург официально прирос новым районом — Академическим. Да, это проекты, начатые предшественниками (некоторые, например ЕКАД, стартовали еще в 90-е годы прошлого столетия), однако их успешное завершение — во многом заслуга действующего градоначальника.
Именно Алексей Валерьевич возглавлял уральскую столицу во время пандемии COVID-19, он же вступался за городскую самобытность в целом ряде публичных конфликтов. Орлов спорил с лидером ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным по поводу директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева. И покойному бизнесмену не удалось добиться отставки главы городского учреждения культуры.
Орлов полемизировал с телеведущим Владимиром Соловьевым после тезиса о «городе мерзотной либероты» в 2022-м. Уже осенью 2025-го федеральный рупор СВО и патриотизма сказал: «Мой любимый Екатеринбург из «города бесов» на моих глазах превращается в город святой Екатерины».
Алексей Орлов опровергал режиссера Никиту Михалкова, считающего екатеринбургский Ельцин Центр иноагентом. И уже летом 2025-го на площадке прошел форум «Патриоты Урала», а на юбилей президентского центра приветствие прислал глава государства Владимир Путин.
Алексей Орлов запустил в Екатеринбурге транспортную реформу. В марте 2024 года о ней было объявлено, а в феврале 2025-го она окончательно заработала. Главный ее пункт – переход перевозчиков на систему работы по брутто-контрактам. Выручка от билетов теперь пошла в бюджет города, а транспортным компаниям начали платить за количество пройденных километров, а не за число перевезенных пассажиров.
В «пятилетку Орлова» было и несколько серьезных недочетов. До последнего времени глава уральской столицы был топ-менеджером, нацеленным на делегирование. Алексей Орлов демонстративно не вмешивался в рутину управления городским хозяйством: он ставил задачи профильным вице-мэрам. По итогам — раздавал сестрам по серьгам. Не способного к диалогу с застройщиками Алексея Бирюлина (был вице-мэром по строительству) заменили на Рустама Галямова. Ему же потом дали в управление сферу транспорта. Причем с надлежащим финансированием. К слову, Галямову позднее передали и близкую к городской стройке ветвь дорожного хозяйства. Это произошло после отставки Алексея Бубнова, отвечавшего за дороги и благоустройство.
Последний неоднократно становился причиной «головной боли» Орлова. Бубнов несколько раз неосторожно и образно высказывался в СМИ или на мероприятиях, после чего медиаблоку мэрии и лично градоначальнику приходилось то устраивать прогулку в белой обуви, то убеждать всех, что много снега — это хорошо для почвы и травы.
Категорическое решение по Алексею Бубнову было принято после смены губернатора в Свердловской области. Евгений Куйвашев публично не говорил мэру Екатеринбурга про ошибки в управлении. А вот Денис Паслер, напротив, прямо и во всеуслышание указывал Алексею Орлову на городские проблемы. Плохая уборка Екатеринбурга стоила должности как раз Алексею Бубнову.
Избыточное делегирование Орлова перестало существовать после того, как Паслер намекнул, что смена фронтмена городской политики не исключена.
Мэр мысль губернатора понял и резко сменил стратегию. Теперь Алексей Орлов лично решает проблему со сломанным коллектором на Широкой Речке, лично поздравляет со 101-летием ветерана Великой Отечественной войны, сам получает паспорт готовности к отопительному сезону.
Более того, мэр показывает свою абсолютную лояльность губернатору. Несогласованная в августе «случайная» инициатива о появлении в Екатеринбурге второй должности первого вице-мэра не просто поставлена на паузу — она признана ошибочной и забыта.
Более того, Алексей Орлов признает ошибки и, делая это, зеркалит свердловского губернатора. Денис Паслер на пресс-конференции в конце ноября по поводу екатеринбургского градоначальника отметил, что на самом деле у него есть претензии практически ко всем главам городов региона. «Не ошибается тот, кто ничего не делает», — сказал губернатор. На встрече с главными редакторами екатеринбургских СМИ Алексей Орлов повторил мысль: «За пять лет ошибки наверняка были, и я это осознаю, но не ошибается ведь тот, кто не работает».


