На минувшей неделе президент России Владимир Путин во время прямой линии прямо высказался против государственного регулирования цен. Ответственные чиновники, прекрасно понимая, что это приведет к пустым полкам и нехорошим ассоциациям, изыскивают другие способы сдерживать цены. К таким мерам, как «добровольное ограничение наценок», добавилась еще идея долгосрочных поставок продуктов питания с фиксированной ценой. С учетом дальнейшего падения покупательской способности населения нельзя исключать, что появятся новые инструменты. О том, как далеко готовы зайти власти в борьбе с ценами и как это отразится на населении, читайте в итоговом материале ЕАН.
В целом, если оценивать уходящий год, то участники продовольственного рынка прошли его без особых потрясений, отмечает независимый эксперт по ретейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин. Действительно, таких скачков цен, как на масло или яйца в предыдущие два года, не наблюдалось. Хотя цены росли.
«В этом году цены росли в принципе в соответствии с общей ситуацией, с ростом издержек, но без каких-либо скачков. Надо понимать, что ценообразование на большой перечень базовых продуктов питания действительно не закладывает в себя какие-то там 100, 200, 300% наценки со стороны ретейла, как иногда говорят об этом представители некоторых ведомств и Госдумы.
Такое мы слышим от людей, которые совершенно не разбираются и не хотят разбираться», — отмечает эксперт.
Другой вопрос, что удерживать цены со следующего года будет сложнее, несмотря на стабильный урожай и мало-мальский рост производства продуктов питания в стране. Член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев рассказал, что сразу после анонса повышения НДС производители продуктов питания начали готовить уведомления о повышении цен, с чем не все торговые сети согласились. Некоторые из них уже прекратили отношения с отдельными поставщиками, не сойдясь в цене.
«Льготная ставка в 10% распространяется только на социально значимые продукты питания. А производителям продуктов, которые не входят в этот список, например, производителям кондитерских изделий, придется платить по ставке 22%. Как и всем. Но производителям социально значимых продуктов тоже придется так или иначе заплатить за повышение НДС.
Свинина относится к категории социально значимых продуктов. Но свиноводческим хозяйствам нужно оборудование, логистика и так далее. То есть смежные с ней отрасли будут платить по ставке 22%», — пояснил Дмитрий Тортев.
В конечном счете все производители продуктов питания будут вынуждены перекладывать возросшие издержки на потребителя. Ретейлу будет сложнее — в условиях контроля цен на социально значимые товары придется повышать наценки на деликатесы.
«Высокие наценки можно встретить на позициях из дорогого ценового сегмента, что естественно. Ретейл — это бизнес, и, естественно, они хотят заработать, особенно в ситуации, когда государство очень жестко контролирует рост цен на определенные социально значимые категории, список которых увеличивается. В конечном итоге получается, что за малообеспеченных граждан доплачивают более обеспеченные», — отметил Михаил Лачугин.
Перекладывать издержки в сетях с социально значимых продуктов питания на дорогой сегмент бесконечно тоже невозможно, а у наценок есть свой лимит, добавляет Тортев. В правительстве тоже это видят и ищут другие способы. В настоящее время Минсельхоз России по просьбам аграриев продвигает активно идею заключения долгосрочных контрактов. Суть проекта в том, что торговые сети должны заранее контрактовать урожай овощей по фиксированной цене и оплачивать его (независимо от размера будущего урожая).
Цену на продукцию в течение года менять нельзя, что, по версии Минсельхоза России, должно стабилизировать цены, к примеру, на овощи борщевого набора.
Идею массового внедрения долгосрочного контракта торговые сети приняли в штыки. Михаил Лачугин согласился с доводом, что массовое внедрение такой схемы навредит рынку в целом и аграриям в частности, поскольку ряд хозяйств просто не в состоянии дать необходимый торговым сетям объем.
«Возможно было бы перевести на эту модель определенные категории социально значимых продуктов питания. Например, картофель. У нас в магазинах иногда можно найти десятки видов картошки. По каким-то видам можно заключить долгосрочные контракты, а остальные продавать по рыночной цене, особенно если это импортная продукция. То же самое касается других категорий: молочная продукция, яйца, мясная продукция - и так далее. По такой схеме можно, например, поддерживать региональных производителей, то есть заключать с ними долгосрочные контракты, а федеральные или транснациональные компании будут на полках по цене, регулируемой свободным рынком. При таком балансе у потребителя, на мой взгляд, будет все равно ощущение стабильности по ценам», — говорит Михаил Лачугин.
Член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев полагает, что в следующем году Минсельхоз России постарается «дожать» ретейл и продавить долгосрочные контракты. Это пока единственная альтернатива «заморозке» цен в видении ведомства.
«Все прекрасно понимают, что фиксация цен приведет к пустым полкам и ассоциациям населения с перестройкой или 90-ми. К слову, обратите внимание, что власти на местах моментально реагируют на любые фото в соцсетях с пустыми полками. Еще один вариант — доплачивать аграриям, чтобы сгладить последствия издержек, что при нынешней бюджетной политике невыполнимо», — говорит Тортев.
«Государство, полагаю, будет продолжать жестко контролировать ценообразование на отдельные категории, так называемые социально значимые. Но здесь нюанс — ретейлеры прекрасно владеют ситуацией в экономике. Торговые сети сейчас являются главным индикатором ее состояния, поэтому они обладают даже большей информацией о ситуации на рынке, чем государство. Мы заходим каждый день в магазины и видим, что базовые продукты питания представлены по максимально низким ценам. Насколько они пригодны к употреблению - вопрос уже второй, но полки не пустые», — отметил Михаил Лачугин.
Аналитики, опрошенные ЕАН, полагают, что баланс на продовольственном рынке в следующем году будет зависеть уже не столько от урожая, сколько от переговорных позиций сторон. У ретейла, который официально представлен Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет все крупнейшие торговые сети в стране), здесь все очень плохо.
«АКОРТ – это такая организация, которая выступает сейчас скорее в роли английской королевы, какие-то заявления делает, но толку от этого никакого нет. Ассоциация пытается намеками говорить о вещах, которые были бы выгоднее и государству, и потребителю, и ретейлу. То есть просто организация существует, ведет какую-то деятельность, но, на мой взгляд, не особо понятную. Не говоря уже о запоздалой реакции на реальные проблемы», — считает Лачугин.
«Показательна история, когда АКОРТ осенью публично раскритиковал идею Минсельхоза России о долгосрочных контрактах, пригрозив дефицитом продуктов питания. Потом это заявление было отозвано. Вместо конструктивного диалога и поиска баланса интересов лоббисты ретейла вновь пытаются навязать обществу и власти дилемму: либо рост цен, либо дефицит. Правительство России, как показывает его последовательная позиция, не разговаривает на языке пиар-ультиматумов», — добавил Дмитрий Тортев.
Поэтому, как полагают эксперты, дальнейшее регулирование цен будет зависеть от того, кто будет участвовать в переговорах. Если эту функцию продолжит исполнять АКОРТ, то правительство России будет энергичнее проводить политику сдерживания цен, особенно в первой половине 2026 года на фоне предстоящих выборов и отсутствия лишних средств у государства и бизнеса. Но в случае победы лоббистов от аграриев потребитель все равно не выиграет. Тогда маятник качнется в сторону излишнего госрегулирования по тем же долгосрочным контрактам, что тоже несет риски в неурожайные годы.

Президент Путин признал, что на столах россиян не хватает рыбы19 декабря в 15:39
Инфляция, налоги и цифровые запреты «добьют» уровень жизни россиян в 2026 году22 декабря в 13:01
