На 88-м году ушел из жизни профессор УрФУ, доктор философских наук и один из основателей Уральский социологической школы Юрий Вишневский. Об этом сообщили в Российском обществе социологов.
Вишневский попал в больницу в новогодние праздники. Последний раз на связь выходил 10 января. Потом попал в реанимацию, откуда не вышел. Сегодня стало известно о его смерти.
Юрий Вишневский родился в 1938 году. В 1960 году окончил историко-филологический факультет Благовещенского государственного педагогического института им. М. И. Калинина. В 1960-е годы. работал школьным учителем в Нижнем Тагиле.
С 1963 года преподавал марксистско-ленинскую философию на кафедре философии и научного коммунизма в Нижнетагильском государственном педагогическом институте. С 1982 года стал работать в УГТУ-УПИ на должность заведующего кафедрой социологии и социальных технологий управления.
Легендарного ученого вспоминают и его ученики. Впечатлениями о работе с Юрием Вишневским с редакцией ЕАН поделился преподаватель, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Дмитрий Трынов. Приводим его слова полностью:
«Моя профессиональная жизнь преподавателя в университете всегда была связана с именем Юрия Рудольфовича Вишневского. Будучи заведующим кафедрой, он принял меня на работу в 2007 году. Я хорошо помню ту нашу первую встречу и его слова: «Добро пожаловать! Мы очень заинтересованы в молодой крови». Я тогда еще подумал – надеюсь ее пролить мне не придется.
Яркой чертой Юрия Рудольфовича была искренняя приверженность научному мировоззрению. Он не допускал условностей мифов и мистификации реальности. Ученый во всем – от теоретических изысканий, научных поисков до бытовых вопросов. Наука не просто была частью его жизни – она была всей его жизнью. Он мог по крупицам собирать разрозненную информацию, посвященную какой-то новой, заинтересовавшей его теме, а затем, обобщая факты, выходил на совершенно новые, подчас парадоксальные идеи. В его послужном списке сотни научных публикаций, руководство десятков кандидатских диссертаций, научное консультирование докторантов, руководство диссертационными советами и т.д. Юрий Рудольфович стоял у истоков уральской социологии и заслуженно считается одним из основателей Уральский социологической школы. Он был невероятно плодовит как ученый и научный руководитель.
Работать с ним было всегда интересно и легко. Он не допускал по отношению к младшим коллегам никакого снобизма или диктата. Его деликатность всегда была на уровне его интеллекта – безупречной. Доводилось вступать с ним в споры. И это было особым испытанием, ведь Юрий Рудольфович их любил и был в них всегда азартен, но не фанатичен. И это еще одна его черта – умеренность. Древние говорили: ничего слишком, все хорошо в меру. А Юрий Рудольфович был одновременно и стоиком и эпикурейцем. Он был трудолюбив, но не трудоголичен, он любил шумные веселые пиры, но не до запоев, любил споры, но не до драки. У него всегда и во всем была мера, он ее знал и никогда не превышал. Он любил наши кафедральные фуршеты и застолья. Был на них всегда тамадой, гвоздем программы и фронтменом. Почти всегда выпивал на этих застольях он исключительно водку. И вот наливаю я очередную рюмку, а он говорит – «нет, Дима, я свои 250 грамм выпил, хватит. Налей мне теперь лучше чаю». Я удивлялся, как это ему удается так четко отсчитывать количество выпитого! Мастер!
Он обладал особым даром – говорить просто о сложном. Именно по этой причине он был всегда на своем месте и служил своему призванию. Вероятно это прозвучит как штамп или выражение хорошего тона, но его любили, им восхищались все. И все это делали по своим причинам. Студентам он нравился, потому что был легок, весел, умел объяснить доступным языком сложную тему. Коллеги его обожали, потому что с ним было невероятно интересно. Подчиненные отмечали его незлобивость и отходчивость, а начальство – преданность делу и такт.
Нередко так бывало, сидишь на научной конференции, слушаешь доклады пленарного заседания и становится постепенно тоскливо и скучно. Но вот выходит Юрий Рудольфович, своим громогласным голосом начинает доклад. Вначале проход с шуточкой, затем обобщение и небольшая критика предшествующих докладов, а потом собственный материал. Волей-неволей вначале твой слух начинает напрягаться, а вслед за ним и разум затягивает в интересный мыслительный диалог с выступающим.
Можно много говорить о превосходных качествах бездонной личности Юрия Рудольфовича и это будет в полной мере заслуженно. Однако основным качеством, отличавшим Юрия Рудольфовича была его безграничная человечность. Он повторял фразу: «при спорной ситуации, решаем ее в пользу студента». И это звучало всегда вызывающе, когда мы, молодые и неопытные преподаватели хотели призвать к ответу нерадивого студента. Нам казалось это избыточной добротой, которая не станет надлежащим уроком для шалопая. Но вот прошли годы, и я понял, что человечность для Юрия Рудольфовича была не просто кодексом чести, а жизненным императивом. Может это покажется странным, но за долгие годы знакомства, я ни разу не услышал от него и плохого слова, произнесенного за глаза. Даже в отношении людей, полностью заслуживающих осуждения и порицания, он всегда был подчеркнуто тактичен и сдержан.
Он умел радоваться успехам коллег так же как и своим собственным. После защиты моей диссертации, Юрий Рудольфович произнес такой проникновенный тост, что я поймал себя на мысли – даже если бы единственным вознаграждением за ученую степень были эти слова, оно того стоило.
Со многими людьми по работе он сохранял отношения столь нежные и теплые, что не всегда встретишь среди близких родственников. Его звонок с поздравлением в день рождения неизменно следовал за поздравлениями моей мамы. Вот и в последний раз, поздравляя меня с юбилейной датой он позвонил как обычно ни свет ни заря: «извини, Димочка, спешу поздравить тебя, надо успеть перед процедурами». Мы общались долго, он был как всегда весел и оптимистичен… это было последнее мое личное с ним общение. Спасибо тебе за всё и низкий поклон. Ты навсегда останешься в моей памяти».
Редакция ЕАН приносит свои соболезнования родным и близким Юрия Рудольфовича.

В Екатеринбурге в возрасте 102 лет скончался почетный гражданин Свердловской области, ветеран ВОВ 9 января в 15:04
