РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 31 октября 2022 в 12:43

Олени учатся снимать: какое уральское кино показали на фестивале «Ойка»

© Фестиваль "Ойка" / ВКонтакте
Тридцатого октября в Екатеринбурге завершился фестиваль уральского кино «Ойка». В мансийской мифологии Ойка – бог оленьих стад. Фестиваль объединил «оленей» от кинематографии – молодых и очень молодых уральских кинематографистов, некоторые из которых первый раз взяли в руки кинокамеру. Специальный корреспондент ЕАН Наталья Пирожникова посмотрела фильмы и анимацию, признанные на фестивале лучшими, и узнала, чем же уральское кино отличается от остального.
Организаторы «Ойки» - сами вчерашние студенты-культурологи Александр Гальперин, Артем Белоусов и Александра Долгошеина. Между сессиями и подработкой в пиццерии ребята вели любительский киноклуб, вдохновились якутским кино и успехом мастерской Александра Сокурова в Нальчике и включились в трендовый дискурс о локальной идентичности. Организовать полномасштабный фестиваль помог грант президентского фонда культурных инициатив.
Благодаря гранту и энтузиазму в конце октября стоящий без дела кинотеатр «Салют» вновь засветился и наполнился публикой. Десять дней здесь показывали работы начинающих режиссеров со всего Урала и обсуждали, в чем заключается наш региональный локальный феномен.
Как считают сами организаторы, региональное не значит «второсортное» и «провинциальное». Региональная оптика фестиваля открывает совершенно новый взгляд на кино, рассматривая его через географическое пространство, исторические и культурные особенности края.
Такой нетипичный взгляд открывает новые пласты смыслов и интерпретаций и предлагает рассмотреть региональное кино как самостоятельный феномен культуры.
Открытие фестиваля «Ойка»
Открылся фестиваль показом документальных фильмов студентов-филологов, снятых в ходе фольклорной экспедиции в посёлок Висим. Короткометражки созданы по методу режиссера-документалиста Марины Разбежкиной, где камера – иногда это просто камера смартфона – это способ приблизиться к человеку и запечатлеть драматургию его жизни. Героями этих фильмов стали жители Висима, странные и обычные, юные и взрослые, за каждым из которых скрывается история. Для обеих сторон, и по ту, и по другую сторону объектива, съемка стала преодолением страха и шагом к взаимному принятию.
Всего в конкурсной программе было представлено 48 фильмов по трем секциям: игровые, документальные и анимационные фильмы. Работы участников судило жюри, в которое вошли выходцы с Урала: режиссеры Александр Хант, Иван Соснин, Алена Тремазова, Ольга Привольнова, художница Алиса Горшенина, оператор Алексей Смагин. Не все конкурсные работы смогли претендовать на победу: кому-то не хватило более связного сценария, некоторых подвела неубедительная актерская игра, у многих были трудности с качеством съемки.
По итогам обсуждений лучшими работами в анимации стали «Белая змея» полевчанки Полины Федоровой, сделанная в приглушенной колористике Норштейна, и, наоборот, яркая, добрая сказка «Самый страшный» Павла Никифорова.
Кадры из мультфильма «Самый страшный». Источник: сайт кинокомпании «Снега»
Победители в секции игрового кино – автостоп по галактике русской чернухи с пьяным незнакомцем, а по сути фильм-притча «Потрясение» Артема Упорова и роуд-муви в уральских лесах отца и сына «По протоптанным тропам» Милены Огоновской. Оба фильма – о разнице в мировосприятии поколений и поиске авторитетов.
Призерами-документалистами стали фильм «Страбери филдс форевер» Сергея Строганова (Челябинск, мастерская KinoLook) и «Мертвый сезон» уже достаточно известного молодого режиссера Натальи Саврас (Екатеринбург, кинокомпания «Снега»). Герой первой ленты – парень из провинциальной промышленной «дыры», переживает развод родителей и через беседы с ними ищет путь к прощению и примирению внутри себя. Героиня второй картины переехала из Екатеринбурга на Кипр и при всем внешнем благополучии отчаянно скучает по родным в далеком холодном и унылом городе.
Кадры из фильма «Мертвый сезон». Источник: сайт кинокомпании «Снега»
Так что же делает уральское кино уральским? В чем заключается уральская идентичность и самобытность уральского кино? На эти вопросы пока нет четкого ответа, но организаторы «Ойки» планируют продолжить исследование в следующем году.
Наталья Пирожникова специально для ЕАН
almaceramica