Пространственные иллюзии, которые могли стать причиной катастрофы военного Ту-154 под Сочи, ранее уже приводили к подобным трагедиям в Черном море, сообщил агентству ЕАН член общественного совета Ространснадзора и Росавиации, президент фонда «Партнер гражданской авиации» и заслуженный летчик СССР, бывший замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов.
«На этом же месте, в этой же точке в 1966 году «нырнул» самолет Ил-18, на борту которого было 100 человек. Перенесемся в наши времена – в начале 2000-х годов туда же «нырнул» современный армянский Airbus», – констатировал эксперт.
Потеря членами экипажей пространственной ориентации он назвал достаточно распространенной причиной катастроф в истории как гражданской, так и военной авиации.
Напомним, что иллюзия у членов экипажа могла стать и причиной трагедии в аэропорту Ростова-на-Дону.
Олег Смирнов обратил внимание, что аэропорт Сочи всегда считался сложным.
«Я застал времена, когда мы заходили на посадку через горы, но после того, как в горах остался не один самолет, полеты с гор были запрещены. И многие десятилетия самолеты взлетают только на море и садятся с моря», ¬ вспомнил заслуженный пилот.
Но в такой ситуации есть риск возникновения иллюзий у членов экипажа: зачастую над морем не видно горизонта или в дневной дымке, или в ночной темноте.
«Однажды, когда я летел в Алма-Ату из Сочи, было 2 часа ночи. Погода – блестящая. Светят южные звезды, как горящие бриллианты, – красота! Море спокойное, ветра нет. Я взлетаю, и вдруг мой мозг начал бастовать. Я понял, в чем дело: звезды и вверху, и внизу! Кругом звезды!» – рассказывает Олег Смирнов.
В такой ситуации летчик должен не доверять своим ощущениям и пилотировать борт, ориентируясь исключительно на показания приборов, поясняет эксперт. Но в случае с военным Ту-154 командир, видимо, понадеялся на себя. Командир целых 10 секунд, а это время Олег Смирнов называет вечностью для летной работы, направлял борт на снижение, что противоречит здравому смыслу и вполне может свидетельствовать о потере пилотом пространственной ориентации.
«Есть показания вариометра, который показывает, что самолет летит со снижением. И это на этапе взлета, когда самолет должен набирать высоту! Раз пилот не уловил этого противоречия, значит, он не смотрел на приборную доску», – считает эксперт.
Усугубить ситуацию в условиях иллюзии мог тот факт, что ранее пилот не сталкивался с подобными явлениями, или это банальная усталость летчика, предполагает Олег Смирнов.
Напомним, что накануне стали известны итоги технической части расследования катастрофы военного Ту-154 под Сочи, который разбился в Черном море 25 декабря.
На бору самолета, направлявшегося в Сирию, было 92 человека. В их числе – артисты ансамбля имени Александрова, сотрудники трех российских телеканалов, а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза).
Расшифровка «черных ящиков» показала, что примерно через минуту после отрыва от земли, когда воздушное судно набрало высоту 250 метров и скорость 360-370 км/ч, командир почему-то перевел машину в режим посадки. И борт снижался в контролируемом полете под управлением пилота. Европейско-Азиатские Новости.