Регионам дана задача подготовить списки кандидатов в доверенные лица президента РФ Владимира Путина для мартовских выборов. Администрация президента, по данным РБК, просит отбирать медийных людей, желательно молодых. Предположительно, в списках должно быть от 3 до 20 человек, каждый из которых получит шанс на развитие политической карьеры. Всего, согласно закону «О выборах президента», кандидат может назначить до 600 доверенных лиц. Партия, выдвинувшая его, имеет право назначить еще до 100 «доверенников».
Как попасть в число избранных? С этим вопросом мы обратились к Евгению Артюху, который был доверенным лицом президента на выборах в 2012 году. После участия в кампании его политическая карьера пошла в гору, но прервалась летом 2016 года из-за конфликта с администрацией президента.
Фото Евгения Артюха до сих пор размещено на сайте "Доверенные лица"
- Евгений Петрович, как вы попали в список?
- Со мной лично было так: на региональном уровне никаких переговоров не было, сразу поступил звонок из Москвы. Предложили приехать и пообщаться относительно глобального политического проекта. При этом прямо никто не говорил, что занимается им администрация президента. Был назначен определенный день, я прилетел в Москву на собеседование. Место, где оно проходило, не буду называть, скажу только, что это была нейтральная территория. В этот день собеседовали свердловчан, там же я встретил Николая Косарева (экс-ректор Горного университета, - прим. ЕАН), Владимира Машкова (бывший мэр Новоуральска, - прим. ЕАН), Илью Борзенкова (предприниматель, - прим. ЕАН). Собеседование проводила группа молодых девушек, длилось оно примерно 10-15 минут. В тот же день мне перезвонили и сказали, что отбор я прошел.
- Кем, на ваш взгляд, составляются списки потенциальных доверенных лиц? По какому принципу отбираются кандидаты?
- Для меня это до сих пор большая тайна. Скорее всего, участвуют региональные власти, полпредство и в этот раз, возможно, ОНФ.
Были догадки. Во-первых, я плотно работал с пенсионерами по линии «Российской партии пенсионеров за справедливость» и с малым и средним бизнесом – возглавлял региональное отделение «Опоры России». То есть имел выход на две важных электоральных группы. Есть еще один момент. Когда я начал знакомиться с доверенными лицами из других регионов, то понял, что среди них много критиков власти. С одним из первых я познакомился с томским фермером, который серьезно конфликтовал с местным губернатором.
Доверенные лица президента проходят тренинги на встречах с министрами и руководством администрации президента.
Тогда, в 2011-2012 году, был тренд на развитие гражданской активности, работу с общественниками. У Путина была программная статья «Демократия и качество государства». Было ощущение, что идет некое обновление в политике, нужна свежая кровь. ОНФ, на базе которого предложили работать доверенным лицам после выборов, казался новейшим политическим инструментом, надстройкой над партиями. Это потом я понял, что нас обманули и всех буйных собрали в ОНФ, чтобы сократить протестную активность.
Сейчас принцип отбора в доверенные лица будет зависеть от того, какой тренд выберут в Кремле, под какими лозунгами поведут президента на выборы. Если о речь пойдет о мобилизации страны, о восстановлении заводов – то наберут людей с промышленных предприятий, грубо говоря.
- Чем вы занимались в качестве доверенного лица?
- Мы с Косаревым вошли в дебат-группу, задача ее членов понятна из названия. Кроме того, я встречался с избирателями, причем не только в Свердловской области – ездил по заводам Пермского края, например. Я достаточно искренне ко всему этому относился. И хоть потом наступило разочарование - не жалею, что участвовал, это был большой опыт.