Любые семь дней — это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были три темы, каждая из которых по своей причине меня чем-то зацепила.
Скажи мне, кто твой враг?
Россияне окончательно определились с ответом на вопрос, кто наши враги. Это не бедность, не коррупция наших родных чиновников, не криминалитет и даже не исламские террористы. Все гораздо хуже.
Если верить Левада-центру, а это тот случай, когда не верить ему оснований нет, наш главный враг – Америка (68%). На втором месте – Украина (29%) и на третьем – проклятая Гейропа (14%).
Вот эти цифры – лучший показатель эффективности работы федеральных телеканалов, как бы над ними ни издевалось Facebook-сообщество. Можно сколько угодно возмущаться и смеяться над их информационной политикой, но ее результаты налицо. Если изо дня в день рассказывать массам про коварного Трампа (Обаму, Клинтона и др.), массы начинают верить. Рассказы про фашистский режим на Украине – тот же результат. Ну и старушка Европа, где, как известно, нормальных людей больше не осталось, одни мигранты и секс-меньшинства – она настолько смешна в глазах брутальных россиян, что и врагом-то ее считать как-то смешно.
В общем, ничего удивительного. Тревожит другое. Войну с терроризмом Россия с переменным успехом ведет вот уже почти четверть века, но врагами террористов считают всего 3% опрошенных. Это все после Буденновска, «Норд-Оста», многочисленных взрывов в мирных городах, гибели самолета в небе над Египтом и всех потерь в Сирии. Выходит, не стучит пепел погибших в наши сердца? Печально, если так.
То, что две трети опрошенных уверенно этих врагов называют, – симптоматично. Жить в кольце врагов – наша национальная традиция. С этим, видимо, уже ничего не поделаешь.
Интересно, как у нас обстоит дело с друзьями. Надеюсь, их перечень не ограничивается ЛНР, ДНР, Абхазией и Южной Осетией. В общем, очень хотелось бы увидеть «левадовский» опрос и на эту тему.
Поколение зла, или старикам здесь не место
Говорят, что в первую неделю после затяжных новогодних каникул звезды политики и пиара усиленно ищут резонансные темы. Что-то такое, что поможет вырваться на первые позиции в топе Yandex, встряхнуться самим и встряхнуть читателей-зрителей-слушателей и электорат.
История с доцентом УрФУ Константином Юрченко, попавшим под pr-молотки телеведущего Владимира Соловьева, – из того же разряда. Преподаватель, заявивший о «поколении зла», людях, родившихся в 60-х-70х и основательно пропитавшихся в 90-е духом агрессии, интриг и коррупции, конечно, виноват. Но он, как и Юрий Деточкин, не виноват. Непонятно, какими путями видео его выступления попало столичной «акуле», и он вполне профессионально его использовал.
Скорее всего, преподаватель в лекции перед будущими абитуриентами университета просто решил побравировать. «Вы – наше будущее. Они – наше прошлое, тлен». Подросткам такое обращение нравится. Они – будущее, старикам здесь не место. Ура!
«Шестидесятникам»-«семидесятникам» такая постановка вопроса вполне предсказуемо понравилась меньше. Доцента вызвали на ковер и хорошенько пропесочили. Судя по тому, что за все извинился, втык получил основательный.
Дискуссии, несмотря на все бурное кипение страстей в СМИ и соцсетях, на мой взгляд, не получилось. Условные «либералы» немедленно встали на сторону Юрченко просто потому, что против него выступил ненавистный пропагандист Соловьев. «Патриоты», напротив, готовы были съесть доцента живьем потому, что их кумир дал команду «фас». Модельная ситуация всех споров последних пары лет.
Работу Константин Юрченко не потерял. По крайней мере, пока. И, надеюсь, до таких крайностей дело не дойдет. В конце концов, это лишь его точка зрения, а в российских университетах, даже в их нынешнем виде, ее наличие пока не приговор. А вот Соловьев, заявивший, что недурно было бы разобраться с педагогом в том числе и в уголовной плоскости, конечно, перегнул. Ну да это же Соловьев, такая у него работа – искать врагов народа.
Переименование улиц: первый ушел
В Екатеринбурге в этом году перестанет существовать улица Володарского, человека и революционера. Она станет Богоявленской. Решение об этом принято администрацией города и доведено до общественности как решенный вопрос. Без опросов, референдумов и прочих ненужных проволочек.
Какое-то вялое получилось продолжение дискуссии конца прошлого года о переименовании Свердловской области и «революционных» улиц областного центра. Очевидно, что властям хотелось бы отвлечь общественное внимание от роста цен и прочих насущных проблем; переименование, как и вынос Ленина из Мавзолея – тема, лучше которой придумать невозможно. Дешево и сердито. Но делается все как-то робко, исподтишка.
Где задор и уверенность чиновника? Чего вы боитесь? Давайте начинать с внятных и громких названий. Давайте для начала переименуем улицы Ленина, Малышева, Вайнера и Луначарского. Знаковые, центральные. Зачем вам сдался этот Володарский? Кто его вообще знает? Если на эти улицы запала и смелости не хватает – зачем тогда вообще браться за эти вещи.
Откровенно смущает и еще один момент. Как показала история с Володарского-Богоявленской. Выбор-то у нас, оказывается, небогат. Во многих случаях – либо революционер, либо что-то связанное с религией. Из крайности в крайность. Хотя вот Главный проспект вместо проспекта Ленина – вариант вполне приличный.
А вообще лучше все-таки серьезно подумать, входить ли городскому сообществу в эту дискуссию. На мой взгляд, это вопрос совершенно не горящий.