Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были три темы, которые каждая по своей причине меня чем-то зацепили.
«Матильда» умерла, да здравствует Сталин!
В России – новый киноскандал. Не успели утихнуть страсти по «Матильде» - теперь история с фильмом «Смерть Сталина». Картина заранее оскорбила чувства сталинистов (разумеется, никто из них ее не видел), и минкульт отказал ей в праве на прокат на территории России. Что было сначала, а что потом - не очень хорошо понимаю.
Но сейчас не об этом. Ни у кого нет ощущения, что скандал с фильмом про Сталина – это калька с истории с «Матильдой»? Ведь совпадений - масса. Не смотрел, но осуждаю. Руки прочь от нашей истории. Наши чувства – оскорблены. Даже цвет волос лидера протеста: «Матильду» мочила блондинка-депутат Поклонская, «Смерть Сталина» - блондинка-депутат Драпеко. В первом случае возмущались православные, во втором – сталинисты. Особой разницы в плане агрессии и отношения к культуре нет.
Уверен, что, если «Смерть Сталина» все-таки пустят в прокат, она провалится так же, как провалилась история о романе Николая II и балерины. Все это – лишь пиар и отвлечение внимания общества от реальных экономических и социальных проблем. Поэтому мой вам совет – не нервничайте и думайте о насущном. О своих семьях, о своем кошельке, о том, что реально и осязаемо.
И не смотрите российское кино, ни до обеда, ни после. Все, что достойно просмотра, тем более – за реальные деньги в кинотеатре, сняли давно. Нынешние «шедевры» - это просто бизнес.
Не забудем, не простим
Мне очень жаль Шипулина. Он должен был ехать на Олимпиаду, был достоин ее больше, чем многие другие. У нас так мало спортсменов-свердловчан реального мирового уровня, которые при этом не зазвездили, не переехали в Москву или Европу. Его можно встретить идущим пешком по улице в Екатеринбурге, а свою свадьбу он праздновал на Шарташе, а не на Мальдивах.
Совершенно очевидно, что решение по его кандидатуре – это решение политическое. Разобраться во всех хитросплетениях отрешения Шипулина от Игр в Корее могут только специалисты, юристы-международники, работающие «по спорту», или разведчики. Но случилось то, что случилось.
Чем руководствуется абстрактный «Запад»? Скорее всего, это продолжение санкционной истории, только уже не в экономическом, а в общественном, спортивном направлении. На что рассчитывали инициаторы и их консультанты? На то, что волна народного возмущения накроет Кремль? Что ширнармассы выскажут «фи» властям и лично Путину? Да полноте!
Результат обратно пропорционален сценарию и затраченным усилиям. Сейчас любой Мутко скажет: «Вот видите! Я же вам говорил, что они ненавидят не только меня, но и всех нас!» И, увы, будет в чем-то прав: отстранив от главных стартов четырехлетия Антона Шипулина и прочих «чистых спортсменов», наказали не чиновников, а обычных болельщиков. И реакция будет предсказуемой: россияне еще плотнее сомкнут свои ряды в эти непростые времена в окружении врагов, и вся подобная риторика окончательно накроет даже тех, кто пытался разобраться в ситуации и рассуждать здраво.
Париж стоит «Экспо»
Один из негритят решил сэкономить, и их осталось трое. Самая большая радость недели – Париж отказался от борьбы за «Экспо-2025». Причина – страна не готова принимать крутые праздники каждый год: в 2024 году Париж организует летнюю Олимпиаду, провести всего через 12 месяцев еще и всемирную выставку - это уже чересчур.
Наши чиновники быстро сориентировались и заявили, что решение французов было ожидаемым и «мы совсем не удивлены». Но на самом деле в первые часы очень даже удивлялись и радовались, поверьте. Ведь в глубине души пока мало кто верит, что Екатеринбургу по силам тягаться с мировыми грандами с такими именами и с такой историей. А тут – сам Париж сдался!
На самом деле решение французов – повод скорее задуматься, чем ликовать. Наверное, не случайно страна решила экономить? Будем надеяться, что у наших вождей есть какая-то внятная и реальная смета расходов на «Экспо», если вдруг столица Урала в ноябре и правда выиграет право на его проведение. Иначе может получиться неудобно.
Но пока все идет по плану. Топы нашего заявочного комитета летают по миру темпами 150 стран за три месяца, Дворкович продвигает проект в Давосе, а екатеринбургские студенты рисуют проекты «умного Экспо-города».
Экономная Европа уступила Азии, с ее русско-азербайджанским кичем и готовностью красиво тратить последние нефтедоллары. А где-то на востоке улыбается загадочная Япония, о чем думает она - не понимает никто и никогда. В общем, будем надеяться, что в этой большой игре нас не обманут. А самое главное – что мы не перехитрим сами себя и не надорвемся окончательно в этой гонке за право хоть ненадолго побыть в статусе богатых и знаменитых.