В Екатеринбурге открылся палаточный городок для православных паломников, прибывших, чтобы принять участие в Крестном ходе. Места в палатках, как заявляли в Екатеринбургской епархии, были предназначены малоимущим верующим. Корреспондент ЕАН присоединился к одной из паломнических групп, чтобы изнутри осмотреть устройство лагеря и узнать атмосферу.
Под видом царебожника
Палаточный городок для пилигримов обустроен в парковой зоне между ККТ «Космос» и Дворцом игровых видов спорта. Из ожидаемых на Крестный ход 100 тыс. человек в лагере могли разместиться около 3 тыс. Соответственно, подразумевался некий отбор, хотя четких условий заселения епархия не обозначила. В частности, не были прописаны критерии, по которым будут судить о достатке паломника.
Исходя из этого, я решил внедриться под видом так называемого «царебожника», пришедшего издалека. Из старого календаря с изображением царской семьи была сделана икона, которую можно повесить на шею наподобие бейджа. Из гардероба взята самая поношенная одежда.
Моя легенда звучала так: «Я прихожанин такого-то храма, расположенного в 300 км от Екатеринбурга, но в пределах Свердловской области. Пришел на Царские дни пешком».
Название села, где расположена церковь, было взято из расчета, что никто оттуда на Царские дни не приедет. На случай ажиотажа при заселении в лагере я захватил с собой спальный мешок — попроситься переночевать под открытым небом.
В воскресенье, 15 июля, в 09:00 (за полчаса до предполагаемого открытия городка) я подошел к ККТ «Космос». К этому времени была полностью перекрыта улица Толмачева на отрезке между Первомайской и Шевченко. По всей видимости, это сделано для свободного перемещения паломников между Храмом-на-Крови и палаточным городком.
Как устроен лагерь
Палаточный городок в парковой зоне условно можно разделить на большой и малый. Справа от основной территории было разбито три палатки, в которой обитали казаки. На «большой земле» разместили около 25 армейских палаток и еще шесть с символикой МЧС.
Внешний периметр совместно с полицией охраняли казаки. На контрольно-пропускном пункте возле металлодетектора дежурили ЧОПовцы (после открытия лагеря с пропуском верующих через рамку возникнут проблемы). Внутри городка работали спасатели и епархиальные волонтеры (они были набраны в основном из православной молодежи, в том числе школьников). Они отвечали за встречу пилигримов, организацию питания и заселения.
Каждая палатка рассчитана на 14 мест. Один казак рассказал, что при желании в одной палатке можно поселить и 60 человек, если «укладывать их штабелями». Спальные места или пенки, как предполагалось, паломники должны принести с собой — внутри палаток была голая земля.
В городке работают штаб, медсанчасть, отдел по работе с молодежью, трапезная на открытом воздухе, комната матери и ребенка, камера хранения, а также полтора десятка биотуалетов. Помимо этого, еще около 20 мобильных уборных можно было найти неподалеку от Храма-на-Крови или ККТ «Космос». Для личной гигиены в городке ближе к ДИВСу организаторы установили три колонки.
Водоотвода не предусмотрено — струя бьет прямо по газону, размывая его. Пополнить запасы питьевой воды паломники могли из автоцистерны, также людям раздавали бутылированную воду.
Никаких очередей и толпящихся пилигримов возле КПП с утра не было. Неподалеку от входа на скамейке под деревом расположились шесть паломников — в основном пожилые женщины. Остальные прибывшие верующие либо ушли на службу в Храм-на-Крови, либо расположились в соседней «Кулинарии».
Правда, люди жаловались, что там непостная еда. Многие готовились к причастию в ночь на 17 июля, и по православному обычаю перед этим обрядом полагался трехдневный пост. Однако тот же обычай предписывал
причащаться по воскресеньям, что для некоторых верующих стало дилеммой.
причащаться по воскресеньям, что для некоторых верующих стало дилеммой.
«Свидетели Николая II»
Я расположился возле паломниц, занявших поляну у дерева. Как выяснилось, это не одна группа: некоторые приехали из Белгорода, некоторые — из Новосибирска.
Самой разговорчивой среди них оказалась жительница Белгорода Марина. Прежде она работала в торговле, но после того, как ей «открылся Господь», она перешла работать в храм. Правда, после этого Марина, по ее признанию, разучилась молиться. Она ветеран паломнических поездок и походов. В Дивеево, где расположен одноименный монастырь, женщине приходилось бомжевать.
Серафим Саровский - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории
— Но я всегда верила, что Господь все образует, что деньги падают с неба, и действительно, так и было,
Там же, в Дивеево паломница обрела свою главную святыню — некто продал ей маленький отрезок скатерти со стола, где обедала семья Николая II. Эту реликвию Марина привезла с собой в Екатеринбург. Лоскут был микроскопического размера — 5 мм на 1,5 мм. Где именно проходил обед с участием этой скатерти и каким образом эта «святыня» ушла в частные руки, осталось непонятным. Но с ее обретения женщине «открылся царь», она его «прочувствовала». С того времени Марина обрела уверенность, что при сохранении в России царской власти был бы порядок.
Серафимо - Дивеевский монастырь -православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».
— Был бы царь, и не было бы этой пенсионной реформы. Мне 20 дней до пенсии оставалось бы, а после повышения на целый год удлинят теперь. Обидно,
Другая паломница из Новосибирска поддержала разговор, указав, что Пенсионный фонд разворовало мировое правительство. Далее разговор между женщинами протекал в подобном русле со ссылками на различных «старцев-предсказателей». Один из них, в частности, предрекал возвращение царя, другой вымерял, что, если 60% граждан России принесут покаянную молитву, страна сразу спасется.
Закончилась душеспасительная беседа тем, что женщины обменялись контактами некой фирмы, которая меняет паспорта современного образца на советские, но работает эта контора исключительно в Москве. Верующие из числа поклонников Николая II не принимают паспорт гражданина РФ. Он содержит в себе устройства слежения и «печать Антихриста». По этой причине одна верующая, с ее слов, не получала семь лет пенсию, поскольку отказывалась менять паспорт.
Интернет также оказался среди паломников не в почете. По этой причине некоторые верующие из других городов не могли найти ни храмы, ни православную ярмарку и бесцельно плутали по городу. О значении голубой линии они тоже не знали.
Дружелюбный казак
Открытие лагеря между тем затягивалось: от городка поступала противоречивая информация. Сначала на КПП ожидали визита некоего духовного лица, затем от казаков пришли новости, что открытие перенесено или на 15:00, или на 19:00.
Городок в итоге открылся в 11:00 — без помпы и благословения духовных лиц. Вход оказался свободным для всех. Примерно через полчаса развернул работу штаб, который начал регистрацию участников Крестного хода.
Однако с первыми же гостями у ЧОПовцев возникли сложности: паломница из Новосибирска категорически отказалась проходить рамку металлодетектора, опасаясь облучения. Первые минуты в лагере также вызвали у нее недовольство.
— В палатках мало того что душно, так еще и опрыскано чем-то. На КПП облучают, в метро облучают. Все делают, чтобы нас травить, — жаловалась мне паломница.
В палатках действительно было душно, но не людно. На моей импровизированной улице в 10 палаток я оказался единственным постояльцем. Впрочем, вокруг было достаточно много пространства, где можно отдохнуть на свежем воздухе в тени.
Сотрудники МЧС и казаки и сами не ожидали в день открытия особого наплыва постояльцев. Организаторы полагают, что паломники начнут массово пребывать вечером 16 июля.
Пока я в полупустом лагере изучал расписание, ко мне подошел казак — захотел познакомиться, что меня удивило. За все время моего общения с казаками на массовых мероприятиях это первый такой случай. Как правило, они собирались в свой кружок и шли на контакт с незнакомцами неохотно. Несколько раз он переезжал по Уралу. Казачество в Челябинской области он ставит в пример, но в Екатеринбурге местные порядки ему не понравились. В его представлении казак — человек самостийный, который держится особняком от политических событий.
— У нас в Челябинске был хороший атаман, за которым можно пойти, на которого можно положиться. А сюда приехал — у одних какая-то патриотическая дребедень, другие ратуют за какое-то реестровое казачество, то есть забесплатно патрулировать. Но это работа Росгвардии, мы же не Росгвардия. Должна быть какая-то самостийность в этом вопросе, ну хотя бы Уральское казачество возродить, которое было, — говорит Дмитрий.
— А много ли религиозных казаков?
— Хороший вопрос на самом деле. Атаман наш в Челябинске, тот точно религиозный. Я же сам когда-то очень радикально настроенным верующим был, пока на учебе не понял,
что это не с другими что-то не так, это со мной не так. Мне кажется, и церкви нужно менять свое отношение к людям, и людям к церкви — без этого контакт не наладить.
Некоторые фразы Дмитрий говорил полушепотом, поскольку за его спиной сидел казак по чину выше (судя по нескольким звездам на погонах). Несмотря на своеобразное положение дел в казачестве в Екатеринбурге, молодой человек движение покидать не собирается.
«На нем же не написано, что он лжесвященник»
С 12:00 в западной части лагеря открылась полевая кухня, которая стала основным местом притяжения паломников на ближайшие три часа. Гостей обещали накормить кашей с рыбой, но вместо этого была подана гречка с фасолью.
Также полагался кусок хлеба и стакан чая. Ограничений в порциях не было.
Примерно через полчаса в трапезной появился гость, сконцентрировавший на себе внимание остальных, — некий иерей Георгий из Нижегородской епархии, который представился учеником преподобного Серафима Саровского. В разговорах с окружающими священник называл себя «псом смердящим».
Внешне он был похож на известного в Свердловской области схиигумена Сергия (Романова), только на голову выше его. Нижегородский иерей, когда его путали с схиигуменом, обижался.
«Романов кто? Цыган! Чем он известен? Бесов изгоняет? Он колдовство применяет, которое заставляет бесов в людях говорить. Экстрасенс он!» — уверенно заявил коллега Сергия (Романова).
(Схиигумен Сергий Романов — духовник женского монастыря «Спорительница хлебов» под Среднеуральском. В Свердловской области священнослужитель имеет неоднозначную репутацию. Одни верующие воспринимают его как целителя и «старца», который предвидит будущее. Другие, из числа православной интеллигенции, относятся к его деятельности настороженно. Известно, что схиигумен призывает своих сторонников отказываться от ИНН и паспортов.)
В ходе общения с людьми нижегородский священник особенно насел на девочку-волонтера (по ее признанию, она была верующей). Поговорив с ней немного, иерей Георгий заявил, что школьницу «терзает плоть из-за прелюбодеяния», и велел ей идти в монашество. Девочка перепугалась, поскольку она хотела замуж. Но священнослужитель продолжал засыпать ее советами: настойчиво рекомендовал ей выбросить серьги, поскольку в них «заключено колдовство». По мере того, как «ученик Серафима Саровского» все дальше уходил в рассуждения, на лицах верующих появлялись то изумление, то усмешка, однако никто ему не перечил.
Выяснилось, что взгляды Георгия мало чем отличались от мировоззрения схиигумена Сергия Романова. Тревога в толпе появилась после заявления иерея о том, что все таинства в РПЦ не имеют силы. У паломников от таких высказываний появились уже сомнения относительно легальности сана прибывшего гостя. Сидевшие в трапезной люди недоуменно глядели на казаков. Те лишь разводили руками: «На нем же не написано, кто
он? Как его проверишь? Удостоверений у священников нет».
он? Как его проверишь? Удостоверений у священников нет».
Апофеозом этой картины стала попытка иерея Георгия увести девушку-волонтера с собой. Ее, впрочем, сразу увели от священника две пожилые женщины. В течение получаса они проводили с ней профилактическую беседу на тему «этот батюшка — сектант».
«Да по сути все мы — сектанты»,
Другой свидетель этой сцены лишь подметил, что на такие случаи в палаточном городке должен дежурить грамотный священник. Но за исключением «ученика Серафима Саровского» других духовных лиц в лагере не было.
В 15:00 полевую кухню из городка увезли, и вместе с ней исчезли и первые паломники.