Прошедшая неделя была богата на международные мероприятия и встречи, посвященные экономическим вопросам. Сложная геополитическая обстановка вынуждает руководство стран использовать все доступные площадки для продвижения национального бренда и поддержания торгово-экономических связей. Российская сторона по-прежнему сосредоточена на осуществлении «разворота на Восток», Китай - на преодолении последствий экономического противостояния с США, а Евразийский экономический союз (ЕАЭС) укрепляет свои позиции в регионе. Многое из происходящего действительно свидетельствует о построении (или попытке такового) новой архитектуры международных отношений с активным привлечением экономических блоков и международных организаций.
С 11 по 13 сентября на острове Русский во Владивостоке на базе Дальневосточного федерального университета прошла четвертая сессия Восточного экономического форума (ВЭФ). Участие в этом видном международном мероприятии приняли представители 60 стран. Форум ежегодно проводится с 2015 года и служит площадкой для обсуждения ключевых вопросов международной экономического повестки, включая региональную интеграцию. В деловую программу помимо встреч политических деятелей входят и бизнес-диалоги представителей хозяйствующих субъектов, представляющих Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), и АСЕАН.
В публичном пространстве широко освещались основные встречи, проведенные в течение форума. Президент России провел закрытые переговоры с председателем КНР, среди озвученных тем - торговые войны и проблемы международной экономической повестки, включая региональные конфликты, и весь спектр двусторонних отношений России и Китая. Российский и китайский лидеры также встречались с участниками круглого стола по российско-китайскому международному сотрудничеству.
Состоялся и диалог Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ (он тоже был проведен в закрытом формате). Судя по сообщениям в прессе, продолжалось обсуждение уже наскучившей, но от того не менее важной и чувствительной темы территориальной принадлежности Итурупа, Кунашира, Шикотана и островов Хабомаи с привязкой к возможности заключения мирного договора между Россией и Японией. На что, кроме права и возможности на совместное экономическое развитие островов, может надеяться в этом вопросе Япония - открытый вопрос, как и ценность упомянутого мирного договора.
Помимо встреч национальных лидеров обращают на себя внимание и выступления международных функционеров, в частности - представляющих ЕАЭС. В рамках дискуссии «Современная интеграционная повестка АТР: открытость или протекционизм. Уроки для ЕАЭС» председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян выразил мнение, что интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должна совершенствоваться с учетом мировых трендов, в которых заметны элементы усиления протекционизма.
Здесь в качестве примера уместно будет упомянуть о возросшем количестве односторонних экономических мер, применяемых странами в международной торговле. Участники дискуссионной панели, среди которых были президент РСПП Александр Шохин и член коллегии (министр) по торговле Вероника Никишина, обсудили положение и перспективы деятельности ЕАЭС в условиях осложнения торгово-экономических процессов. Было отмечено, что, несмотря на рост национального и группового протекционизма, а также на расширение объемов и географии торговых конфликтов, государства и объединения АТР открыты для совместного экономического развития за счет региональных и глобальных процессов экономической интеграции.
Директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев, также участвовавший в обсуждении, подчеркнул, что государства - члены ЕАЭС являются торгово-экспортными нациями, нацеленными на динамичное развитие международной торговли. ВШЭ, по словам Данильцева, провела исследование, показавшее, что создание ЕАЭС привело к скачку качественных показателей торговли для государств-членов, хотя с 2001 года превалировала негативная тенденция. Среди негативных факторов для этого процесса Данильцев назвал последствия экономических кризисов и агрессивную политику США.
В свою очередь, Вероника Никишина озвучила ряд сведений, касающихся протекционистских мер, и их влияния на мировую торговлю. По словам члена коллегии ЕЭК, до 3% мирового экспорта так или иначе попало под санкции и контрсанкции, и, скорее всего, эта цифра возрастет в ближайшее время, что приведет к соответствующим негативным последствиям. Торговые войны могут коснуться 8,3% мирового импорта товаров, что сопоставимо с показателем общего роста торговли в 2017 году. Но важнейшим (условно отрицательным) результатом активного применения государствами ограничительных мер является девальвация действующих норм международного права, на которые в последнее время обращают все меньше внимания. Прямым следствием и примером этого можно с уверенностью назвать уменьшение влияния и значения ВТО, упомянутое в выступлении Александра Шохина. В качестве альтернативы и своеобразной новой архитектуры международных торгово-экономических отношений участниками форума были отмечены инициативы по сопряжению региональных интеграционных проектов, таких как ЕАЭС и китайский «Один пояс - один путь».
В продолжение темы российско-китайского сотрудничества представители ЕАЭС и КНР объявили о планах по развитию взаимодействия в сфере цифровой промышленности. В этой сфере ЕЭК и государства - члены ЕАЭС успешно работают над созданием Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации и Евразийской сети трансфера технологий. Подготовлена также Концепция создания условий для цифровой трансформации промышленности и формирования единого цифрового пространства, в рамках которой будет реализован ряд пилотных проектов по цифровизации производственных процессов в приоритетных сферах промышленности и оказана поддержка в создании отраслевых цифровых платформ.
Цифровизация экономики и так называемая «цифровая повестка» - один из наиболее активно развивающихся проектов в рамках ЕАЭС. К направлениям развития цифровой экономики относят цифровую трансформацию отраслей экономики и кросс-отраслевую трансформацию, цифровую трансформацию рынков, процессов управления и интеграционных процессов, развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов.
Уже после завершения ВЭФ, 15 сентября, в Пекине открылся Международный форум сотрудничества в сфере производственных мощностей и стимулированию глобальных инвестиционных проектов, на котором Россию представил Сергей Глазьев. Советник президента также высоко оценил идею углубления экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем, а также выразил надежду выстраивание отношений на принципах прозрачности и соблюдения норм международного права, что позволит российским инвесторам всесторонне участвовать в перспективных китайских и международных проектах.
Как и любой политический вопрос, сближение России и Китая не может вызывать однозначных оценок, однако невооруженным глазом видно самую настоящую мобилизацию двусторонних и межорганизационных отношений. Интенсивность взаимодействия растет на всех уровнях от руководителей стран до обмена преподавательскими делегациями, от совместных энергетических проектов до сотрудничества в области высоких и сетевых технологий. У этих процессов есть и очевидные кратко- и долгосрочные положительные факторы - инвестиции, обмен технологиями, диверсификация рынков, приращение политического веса лидеров государств, но существует и ряд опасений, в том числе о чрезмерной зависимости нового политического вектора от Китая. Да и основным выгодоприобретателем от двухсторонних отношений, как бы ни хотелось иного, остается Поднебесная.
Но не осталось без внимания и европейское направление российской дипломатии (к слову о диверсификации). Глава министерства иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров во время Германо-российского форума, проходившего в Берлине, заявил, что создание новой модели сотрудничества в Евразии выгодно Европейскому союзу, и призвал западноевропейских коллег к реализации проекта единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана.
Лавров также проинформировал европейскую сторону об успехах евразийского проекта, реализуемого государствами ЕАЭС и ЕЭК, включая обширную работу по созданию зон свободной торговли.
Глава российского МИД указал на весь спектр перспектив, открывающихся благодаря сопряжению ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс - один путь», и кооперации с ШОС и АСЕАН. Вероятно, выступление Сергея Викторовича стало ответом на призыв Хайко Мааса о построении «новой восточной политики» ЕС и добрососедских отношений с Россией.
Параллельно ВЭФ в Москве прошла международная выставка «Импортозамещение – 2018», в ходе которой участники обсуждали перспективы замещения на рынке иностранной продукции. По информации Александра Готовского, представляющего департамент промышленной политики ЕЭК, доля импорта на евразийском рынке промышленной продукции в прошлом году сократилась по сравнению с 2013 годом на 2,8% – с 25,6% до 22,8%. Наибольшее снижение доли импорта обеспечено в отрасли обработки древесины (на 3%), химическом производстве (3,4%) и металлургии (5,9%), а также в производстве транспортных средств и оборудования (5%)
Председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов (бывший глава ФТС России) поделился на Конгрессе евразийских СМИ в городе Алматы планами по укреплению позиций банка на рынке, определенном его мандатом. Инвестиционный портфель ЕАБР составляет 3 млрд долларов США, что, по мнению Бельянинова, «непозволительно мало» с учетом размера экономик стран - учредителей банка. Учитывая тенденцию по пересмотру роли доллара США в качестве мировой резервной валюты, Бельянинов даже поднимал перед правительствами стран-участниц вопрос о возможности докапитализации банка в национальных валютах.
Проявила себя и «дипломатия 2.0» - межорганизационные отношения наднациональных учреждений и органов. В Рамочные стандарты безопасности и упрощения международной торговли Всемирной таможенной организации (ВТамО) были впервые включены наработки ЕАЭС. В частности, речь идет об упрощениях для компаний, работающих в статусе уполномоченного экономического оператора. Также опыт ЕАЭС лег в основу разработки Руководства по оценке уполномоченных экономических операторов ВТамО, о чем сообщает сайт ЕЭК. Ранее также сообщалось об обратной имплементации - учете оценок экспертов Международной налоговой ассоциации при совершенствовании налогового законодательства ЕАЭС.
ЕАН продолжит следить за развитием событий на ниве евразийской экономической интеграции.
Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.
Фото: imzam-forum.ru, pixabay.com, rbk, eaeunion.org, Новости Сегодня 24, iz.ru,