До 27 сентября министр культуры Мединский должен был представить правительству кандидатуры на пост директора Фонда кино. О том, почему решили сменить действующего директора, в чем его обвиняют и чем это чревато, в материале Татьяны Андрияновой.
Уже на протяжении нескольких месяцев российское киносообщество лихорадит от новостей, которые рождаются в недрах ведомств, курирующих культуру и кинематографию. В конце июня Госдума приняла внесенные министерством культуры поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии».
Институт прокатных удостоверений в сегодняшней версии действует с июля 2014 года. По сути это процедура согласования содержания фильма с экспертными органами, а именно с минкультом. Этот документ даёт право проводить публичные показы, в первую очередь в кинотеатрах. За демонстрацию фильма без прокатного удостоверения предполагаются крупные штрафы. За 5 сеансов фильма «Смерть Сталина», показанного без прокатного удостоверения, суд назначил московскому кинотеатру «Пионер» наказание в виде штрафа 280 тыс. рублей. Требование закона распространяется на все фильмы, снятые с 1947 года, то есть не перешедшие в общественное достояние. Исключение было сделано только для российских и советских фильмов, снятых до 1947 года. Что же касается всей зарубежной классики, включая фильмы в общественном достоянии, то она исключением не является. Для демонстрации фильмов хоть Феллини, хоть Чаплина, хоть Люмьеров минкульт требует пройти согласование. До последнего времени действие этого закона на распространялось на фестивальные показы. Минкульт может отказать в выдаче удостоверения в случае, если фильм содержит материалы, нарушающие российское законодательство, например, если в фильме содержатся призывы к террористической деятельности, оправдание терроризма, экстремистские материалы, пропаганда порнографии, культа насилия и жесткости. Например, фильм «Любовь» французского режиссёра Гаспра Ноэ, чья премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2015 году, не смог получить прокатное удостоверение из-за «многочисленных сцен порнографического характера», несмотря на то, что прокатчики выбрали соответствующий возрастной ценз, ориентировались только на ночные сеансы и были готовы внести изменения в прокатную версию фильма. Дважды минкульт отказывал в выдаче прокатного удостоверения художественным фильмам по причине «искажения исторической правды», несмотря на то, что закон не предполагает подобных причин для отказа. Однако существует закон «Об экстремизме», который при максимально широкой трактовке ведомству удалось распространить и на художественный вымысел. Процедура получения прокатного удостоверения предполагает предоставление обширного списка документов, включая монтажные листы, то есть напечатанные диалоги фильма, копию фильма, правовые и лицензионные соглашения и пр. Минкульту на решение по закону даётся 10 дней, однако на практике этот срок может быть увеличен. Например, российскому режиссёру-документалисту украинского происхождения Виталию Минскому пришлось добиваться выдачи через прокуратуру в связи с тем, что в минкульте игнорировали его заявление на получение прокатного удостоверения. Фильм Минского «Родные» рассказывает о том, как его родственники, живущие в разных частях страны, приняли новую Украину.
Изменения коснулись порядка проведения публичных показов фильмов в рамках фестивалей, ретроспектив и прочих культурно-образовательных событий. Согласно новым требованиям, все подобные мероприятия, если их продолжительность менее 10 дней и в их ходе не проводится конкурса фильмов, будут обязаны получать прокатные удостоверения, то есть проходить процедуру согласования контента в министерстве культуры.
Справка: минкульт может отказать в выдаче удостоверения в случае, если фильм содержит материалы, нарушающие российское законодательство, например, если в фильме содержатся призывы к террористической деятельности, оправдание терроризма, экстремистские материалы, пропаганда порнографии, культа насилия и жесткости.
Таким образом, под угрозой оказались почти все ретроспективы, включая показы всей классики кино второй половины 20 века, смотры национальных кинематографий, такие как недели национального кино, музейные и образовательные показы, а также трансляции театральных спектаклей. Надо ли уточнять, что данные поправки наносят удар в первую очередь по независимым, часто некоммерческим организациям, предоставляющим российскому зрителю уникальный альтернативный контент.
Получение прокатного удостоверения может стать для них непреодолимым препятствием, занять месяцы и потребовать такого количества ресурсов, которым не обладает ни одна из них.
Пока киносообщество пыталось консолидироваться и принять срочные меры по недопущению вступления закона в принятой редакции в силу, нововведения были подписаны президентом и должны вступить в силу 1 ноября 2018 года.
А министерство культуры с началом нового политического сезона с удвоенной силой взялось за намеченный ранее план по усилению госконтроля в сфере кино.
Очередной виток ужесточения на этот раз коснулся работы Фонда кино, чьей задачей является отбор крупных кассовых проектов для последующего финансирования. Министерство культуры со своей стороны тоже традиционно проводит собственные питчинги для субсидирования проектов, но в его юрисдикции до сих пор находились лишь дебютные, документальные и авторские фильмы с гораздо меньшим зрительским потенциалом. До последнего времени Фонд кино подчинялся напрямую правительству РФ в обход минкульта. При этом министр культуры Владимир Мединский неоднократно критиковал работу Фонда в том числе за неэффективное распределение бюджетных средств, очевидно, полагая, что минкульт может сделать эту работу более результативно.
Необходимо отметить, что экспертизу проектов в Фонде кино осуществляет элита российской киноиндустрии: успешные продюсеры, режиссеры и сценаристы, экспертное мнение которых ни один представитель кинематографического сообщества не стал бы ставить под сомнение. Однако именно близкий к министру культуры режиссер Никита Михалков весной этого года покинул попечительский совет Фонда кино, обвинив остальных его членов в русофобии и непрозрачности принятий решений.
Конфликт минкульта и Фонда кино достиг своего апогея, когда Мединский внёс на рассмотрение правительством изменения в устав Фонда, а правительство приняло их без консультаций с представителями индустрии. Фонд кино впредь должен будет согласовывать с минкультом порядок и условия отбора кинокомпаний, чьи проекты будут участвовать в питчингах. Кроме того, если раньше директора Фонда назначал попечительский совет, то, в соответствии с новым уставом, директор назначается правительством из кандидатур, представленных минкультом, который в результате этой процедуры сможет получит абсолютно подконтрольного директора Фонда кино.
Осознавая всю опасность ситуации, киносообщество моментально отреагировало на публикацию нового устава Фонда. В том же день крупнейшими режиссерами и продюсерами было подписано открытое письмо в поддержку нынешней команды Фонда и в частности его директора Антона Малышева. Малышев сумел объединить вокруг себя представителей киноиндустрии и настроить эффективную работу Фонда вопреки необоснованной критики министра.
Однако, судя по всему, в министерстве привычно проигнорировали экспертное мнение. После некоторого затишья в кулуарах заговорили о том, что Владимир Мединский решительно настроен сменить действующего директора Фонда Антона Малышева и уже обсуждал в правительстве несколько кандидатур. Одной из них оказалась Лариса Солоницына, нынешний директор Музея кино, абсолютно предсказуемый и удобный человек системы, которая доказала свою приверженность линии минкульта. В 2014 году после ее назначения на должность директора из Музея кино в результате конфликта уволилось более 20 научных сотрудников, включая легенду отечественного киноведения, ученого мирового уровня Наума Клеймана. Тогда сотрудники обвинили Солоницыну в некомпетентности и авторитарном стиле управления, в том числе в обысках на рабочем месте, шантаже и клеветничестве. Чего ждать ее возможным будущим подчиненным в Фонде кино, остается только гадать. Но, помятуя о том, как легко иногда министерство переходит от огульных обвинений в неэффективности к судебным ходатайствам об аресте в рамках свежеиспеченных уголовных дел, битву за кресло директора выиграть невозможно.
Косвенным доказательством того, что баланс сил в Фонде кино в ближайшее время изменится, является и тот факт, что о возможном возвращении в Фонд заговорил Никита Михалков. Однако неизбежно с балансом сил изменится баланс приоритетов. В уставе Фонда кино записано, что его целью является поддержка создания конкурентоспособных качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и нынешняя команда Фонда с этим неплохо справлялась.
Беда в том, что министр культуры не делает разницы между национальными и идеологическими интересами и запросто может позволить себе описывать неугодные фильмы в терминах сталинизма как «идейно вредные». Захочет и сможет ли новая команда Фонда кино проявить независимость в этом вопросе, вызывает большие сомнения. Более того, есть некая уверенность, что теперь минкульт, получивший возможность напрямую участвовать в отборе студий, отстранит от госфинансирования вообще все относительно независимые компании, работающие с независимыми режиссерами над проектами, чья «идейная целесообразность» не слишком очевидна. Дабы неповадно было.
Фото: fond-kino.ru, museikino.ru, kremlin.ru
Татьяна Андриянова специально для ЕАН.