ЕАН продолжает серию материалов о старообрядческом движении на Урале. Исторически оно разделено на иерархическую структуру и беспоповцев. Отношения между представителями течений до настоящего времени остаются сложными. В Русской православной старообрядческой церкви прогнозируют вымирание беспоповщины. Их оппоненты указывают на отклонение РПСЦ от традиций.
Протоиерей Петр Мангилев — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ИГНИ УрФУ, проректор по научной работе Екатеринбургской православной духовной семинарии. Участник археографических экспедиций к уральским старообрядцам. Специализируется на изучении книжной культуры старообрядцев, автор почти 100 научных работ
Собрав тезисы, высказанные ранее представителями движений, корреспондент ЕАН обратился за разъяснениями к исследователю старообрядчества на Урале, протоиерею Петру Мангилеву.
Как люди привыкли жить без священников
— Петр Иванович, Урал, включая современную территорию Свердловской области, был известен как один из регионов, густо населенных старообрядцами. Например, к приходу Демидовых уже имелись поселения староверов. С какого времени они обосновались в регионе?
— Старообрядчество появляется здесь рано — фактически с самого начала раскола в Русской православной церкви. Здесь нужно отметить, что освоение Урала и Зауралья начинается с конца 16 века. В 17 веке правительство взяло курс на активное заселение этих земель. Реализация этой политики была разной. Один из вариантов — отправка ссыльных, среди которых оказались видные деятели старообрядчества, включая лидера движения протопопа Аввакума.
Кроме этого, происходила естественная миграция внутри страны. Местное крестьянство исторически сохраняло связи с выходцами из Поморья, с Русского Севера. В свою очередь, когда началось движение населения, люди знали, что на Урале они могут где-то остановиться, закрепиться. В силу связей, землячеств и устоев долгое время на этих землях имело влияние беспоповское старообрядчество — поморское согласие.
- А каким образом с Поморьем связано развитие беспоповского движения?
- Русский Север был изначально ориентирован на беспоповское старообрядчество. Во-первых, в этом проявлялся больший радикализм. Во-вторых, у населения сохранялись старые привычки обходиться без священников. В силу огромной протяженности северных территорий там были большие приходы. Многие деревни были сильно удалены от приходской церкви. Священник мог появляться, окормлять поселения, но у него не было постоянного контакта с паствой.
- Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас на отдаленных территориях?
- Да. Аналогичная картина, как и тогда на Русском Севере. Людям приходилось обходиться самим. Например, существовали запасные дары, чтобы в случае отсутствия священника миряне могли причастить умирающих.
- Другие обряды они тоже самостоятельно выполняли, если человек был при смерти?
- Да, практиковали и привыкли к этому. Но со временем в этом движении назрело несколько проблем. Ведь отсутствие священника — это отсутствие возможности причащаться, а запасные дары, которые хранились с дониконовской эпохи, со временем заканчивались. Еще одна проблема — это брак. Нет священника — нет возможности заключать брак. Это стало одной из серьезных проблем, в том числе богословских, уже в 18 веке. И беспоповцы приходят к мысли, что для заключения брака священник необязателен. Что установление таинства произошло в раю до появления иерархии. Но это породило разделение в самой беспоповщине.
Интересы бизнеса в пользу старообрядцев
Старообрядчество или же староверчество — православное течение, образовавшееся в 1650-х - 1660-х годах после церковной реформы, проведенной патриархом Никоном. Староверы считают себя хранителями православной веры, которая была утверждена на Руси с 988 года. Старообрядцы полагают, что церковные реформы были составлены под влиянием вероучения Римско-католической церкви и православие таким образом было искажено. Это стало одной из причин конфликта. С 17 века к сторонникам РПЦ староверы применяют термин «никонианцы»
- Современные старообрядцы акцентируют внимание на том, что со времен раскола в отношении них проводилась репрессивная политика. Каково было их положение на Урале в тот момент?
- Митрополиты Тобольской епархии (в состав которой входил Урал) старались бороться со старообрядчеством и проявляли в этом большую активность. Но Сибирская епархия была большой, и поселения были значительно удалены друг от друга. Это затрудняло работу по борьбе с расколом. Кроме того, коммерческий интерес местных заводчиков не всегда совпадал с воззрениями церкви.
- То есть интересы бизнеса сыграли в пользу старообрядцев?
- Да, поскольку среди них находили способных специалистов. Они нередко занимали руководящие должности, и заводчику было невыгодно с ними ссориться. Известен пример Гаврилы Семенова, который являлся управляющим заводом Демидовых. Он оказал серьезное влияние на развитие поморских общин как на Урале, так и в Сибири.
- Старообрядцы утверждают, что и государство активно участвовало в репрессиях.
- Правительственная политика по отношению к старообрядчеству колебалась. В 1730-е годы Татищевым были организованы мероприятия по преследованию старообрядцев. Новая волна прошла в 1750-х годах, но при Петре III, Екатерине II, Александре I политика смягчается. При Николае I политика вновь ужесточается.
Тем не менее на Урале было много старообрядцев. Так, например, Пермская губерния в России лидировала по числу старообрядцев.
- Долго ли беспоповцы доминировали на Урале?
- Ситуация начинает изменяться, когда сюда привлекают работников из других регионов России, в частности, с Керженца, с Нижегородчины. На Урале появляется большое количество беглопоповцев, и беспоповцы наличествует здесь уже в меньшей доле. Но уже в 1830-1840 годы из-за репрессивной политики правительства и высоких требований старообрядцев к беглым священникам часть уральских беглопоповцев переходят к беспоповской практике. Возникает так называемое часовенное согласие, которое стало одним из основных на Урале.
- Вы указали, что на Урал привлекались работники для заводского дела. Каким образом тогда сложились купеческие кланы в Екатеринбурге? Те же купцы Рязановы и Харитоновы?
- Торговля тоже была активной.
Известна знаменитая Ирбитская ярмарка. К началу 19 века Екатеринбург расцветает благодаря найденному на Урале золоту. Сложившиеся связи между старообрядческими общинами были использованы в экономических целях.
Это было особенно важно, когда возникали сложные ситуации. Можно было покупать товары у своих, оставлять груз на хранение. Можно было ссудить деньги, используя общие накопления. Торговые отношения строились на таком доверии, укреплялась и развивалась связь регионов и центра. В конечном итоге это привело к тому, что во время расцвета Екатеринбурга очень многие старообрядцы разбогатели.
- Но не все богатые старообрядцы крепко придерживались своей веры. Известны случаи перехода в единоверие среди представителей этого движения в Екатеринбурге.
- Действительно, переходы были, в том числе из-за вопросов брака. Ведь брак признавался государством в том случае, если он заключался в Русской церкви, а для купечества брак в то время был очень важен – это наследство, это семейные отношения. Если дети будут рождены вне официального брака, сложнее обеспечивать наследование собственности.
- То есть снова сыграли свою роль коммерческие интересы?
- Не совсем верно. Просто в каком-то течении старообрядчества со временем появляется желание выстраивать нормальные отношения с правительством. Но при наличии определенных факторов некоторые процессы идут быстрее. Одним из таких катализаторов и стали вопросы брака.
«Политика советской власти как каток проехала по всем»
- После манифеста 1905 года, в котором была предоставлена свобода вероисповедания, жизнь старообрядцев изменилась?
- Она стала меняться уже с конца 19 века, когда начался период большой гражданской активности. Появляются соборы старообрядцев, поповцев и беспоповцев, появляется периодическая печать и развивается храмовое строительство.
- Считается, что после двух революций 1917 года в стране наступила эпоха религиозной свободы, которая продлилась до 1920-х годов…
- На самом деле Октябрьская революция коснулась всех структур, которые раньше имели иерархию, потому, что она была на виду. В этой связи иерархия и Русской православной церкви, и старообрядчества подпадает первой под механизм репрессий. Затем преследованию были подвержены организованные структуры — общины и приходы.
Беспоповское старообрядчество в силу своего характера могло активно существовать и в первой половине 1920-х годов. Но антирелигиозная политика советской власти как каток проехала по всем.
- Что от старообрядцев осталось от этого катка и как они его пережили?
- В этот период уничтожались молельные дома, сжигались иконы и книги. Проводились аресты и расстрелы, но общинам удалось продержаться до 1960-1970 годов. Их выживаемость была обеспечена религиозными деятелями, которые получили воспитание в дореволюционные годы. Они обладали навыками церковного пения и чтения. У них было соответствующее для старообрядческой общины образование. Это позволяло, конечно, не с прежним размахом, но на нормальном уровне вести богослужебную жизнь.
- Что от старообрядцев осталось от этого катка и как они его пережили?
- В этот период уничтожались молельные дома, сжигались иконы и книги. Проводились аресты и расстрелы, но общинам удалось продержаться до 1960-1970 годов. Их выживаемость была обеспечена религиозными деятелями, которые получили воспитание в дореволюционные годы. Они обладали навыками церковного пения и чтения. У них было соответствующее для старообрядческой общины образование. Это позволяло, конечно, не с прежним размахом, но на нормальном уровне вести богослужебную жизнь.
- Вы говорили, что после революции по старообрядцам прошел каток репрессий, но почему им удалось продержаться до 1970-х годов?
- Гонения 1920-х-1930-х годов при всей своей интенсивности не смогли преодолеть общую религиозность населения.
Гораздо эффективнее оказалась атеистическая кампания, которая пришлась на годы правления Никиты Хрущева. В этот период к атеистической деятельности была подключена школа, задействован кинематограф и другие пропагандистские инструменты.
- Какова была судьба старообрядчества после 1970-х годов?
- После этого времени начался период ослабления общин в связи с вымиранием активных лидеров. Вследствие затухания религиозной жизни книги старообрядцев начинают переходить к посторонним людям. В свою очередь, это приводит к расцвету научных экспедиций на Урале к старообрядцам.
Единоверие — течение в старообрядчестве, возникшее в 18 веке. Характеризовалось переходом староверов под юрисдикцию Московского патриархата (в последующем Священного Синода). При этом старообрядцы получали право на сохранение прежнего образа жизни
- После падения советского режима был ли всплеск активности в старообрядчестве, как это произошло в РПЦ?
- Как в РПЦ, так и в старообрядчестве было значимое количество людей, которые осознавали свою связь с движением, но ничего специфического о нем не знали. Имея потребность в религиозной жизни, они обращались к истокам, но процесс вовлечения в церковную жизнь проходил уже иначе.
Например, старообрядческие общины в каждом регионе имели свои певческие традиции. Но сейчас в крупных городах общины используют пение, которому их научили. Это правильная традиция, но она уже не местная, не внутрирегиональная.
«Старообрядцы тоже дают поблажки»
— Подводя итог в нашей беседе, я пытался понять, насколько соответствует действительности главный тезис старообрядцев о том, что они живут так, как жили их предки? Действительно у них ничего не менялось?
— Конечно же менялось. Если скажем о беспоповских согласиях, то само отсутствие священства требовало изменений в организации богослужения, в совершении таинств и так далее. Эти изменения требовали обоснований.
Безусловно, старообрядчество стремилось сохранить форму — двуперстие и обряды. Но даже книги далеко не всегда перепечатывали буква в букву, как это декларировалось.
Если бы вы стали говорить на эту тему с грамотным старообрядцем, он бы вам ответил, что старообрядцы, сохраняя во многом букву, допускали непринципиальные изменения. Главная задача этого движения была в том, чтобы сохранить дух дониконовской эпохи и не допустить обмирщения жизни.
- А в богослужении и обрядовости так ли у них все строго остается?
- Старообрядцы на самом деле тоже дают поблажки своим, хотя они и говорят, что четко придерживаются всех предписаний. Нужно понимать, что богослужение так или иначе приспосабливается к укладу людей, которые составляют общину. Можно сделать богослужение идеальным, но если некому будет молиться, что получится в итоге? Какой в этом смысл? Человек живет в современном городе, он связан определенными моментами.
Старообрядцы в данном случае нашли выход: у них есть свои градации — малый и большой круг.
Есть строгий идеал, которому следуют не все, а есть люди, которые терпятся в богослужебном общении. Это снисхождение проявляется, чтобы удержать человека в рамках общины.
- Я неоднократно сталкивался с тезисом, что старообрядчество — это некая альтернатива Русской православной церкви.
— С одной стороны, исходя из основных положений догматики, это, безусловно, православное течение, но как альтернативное я бы его не рассматривал. Для среднего человека альтернатив сейчас и без того достаточно много. Для тех, кого интересует старый обряд в РПЦ, есть единоверие. В 1990-е годы интерес возрос как раз к этому течению. Но к нему пришли люди, которые не были связаны со старообрядчеством. Они потянулись к единоверию ради своего рода экзотики.
— На ваш взгляд, возможно ли налаживание полноценного диалога между Русской православной старообрядческой церковью и РПЦ?
— Если это и возможно, то это вопрос очень неблизкой перспективы.