Трудно вообразить, но могущественной Римской империи положили конец вовсе не варварские племена гуннов. Точнее, гунны приняли непосредственное участие в разгроме, но вместе с ними по погибающей империи пронесся вихрь аланской конницы. Воинственное племя родом с Северного Кавказа принесло в Европу культ войны, который стал основой для будущих походов рыцарей-крестоносцев.
Кто такие аланы и откуда они взялись?
Первое упоминание о племени аланов относится к Iвеку нашей эры – в своих сочинениях имя «аланы» употребляют Плиний, Секунд, Дионисий, Иосиф Флавий. Ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения населяли обе стороны Дона, то есть проживали и в Европе, и в Азии. Аланы, населявшие западный берег Дона, именовались в трудах Птолемея скифскими аланами, а их территория – Европейской Сарматией. Аланы, что жили на востоке, у Птолемея упоминались как скифы, а у Светония – как аланы.
На Северном Кавказе аланы локализовались только после нашествия гуннов в середине первого тысячелетия нашей эры – именно в это время они наладили связь с местным населением и начали осваивать горные районы. Примерно к Vвеку нашей эры аланы установили контроль над Центральным Кавказом, через который проходил самый короткий путь в Закавказье. Обитали аланы преимущественно на территории современной Северной Осетии.
Раскол и развитие аланского народа
Передвижение гуннских племен с Востока на Запад привело к тому, что вместе с гуннами на Запад ушли множество аланов – именно они стали участниками разгрома Римской Империи. Аланы, оставшиеся на Кавказе после Великого переселения народов, стали вносить серьезные изменения в уклад жизни: если ранее они именовались в летописях исключительно кочевниками, то, начиная с VI-VIIвеков, у них появляются черты оседлости, связывающие их с историко-культурным кавказским миром.
Примерно в это же время у аланов формируются два протогосударства: западное, центр которого располагался в верховьях Кубани, и восточное, в районе Дарьяльского перехода. В начале Xвека аланские протогосударства объединились.
Расцвет и падение алан
В X-XIвеках аланское государство переживает небывалый расцвет и представляет собой ранее феодальное общество, вожди которого вели активную внешнюю политику. Особенно выделялся период правления Дургулеля Великого, который представлял собой крупную политическую фигуру того времени и оказал большое влияние на ход истории Кавказа и Ближнего Востока. В это время аланское государство по уровню влиятельности даже можно было сравнить с былой мощью Римской Империи.
Одним из важных политических событий, сыгравших трагическую роль в судьбе аланского народа, стало монголо-татарское нашествие XIIIвека, от которого пострадало множество кавказских народов. Особенно тяжелыми последствия татаро-монгольских атак стали для аланов, значительная часть которых была вынуждена переселиться в Европу, Византию, уйти на Дальний Восток. Аланы полностью потеряли равнинные земли, некоторые представители этноса были вынуждены уйти в горные районы Кавказа. Процесс развития многих сфер жизни полностью остановился.
На этом разгром аланов довершен не был – равнинная Алания полностью стала «пустыней без владельцев» после походов Тамерлана. Новый этап жизни аланов начался в горных районах Кавказа – именно здесь, в Горной Осетии, и началась новая страница истории народа, известного теперь как осетины. В горных ущельях Кавказа в XIV-XVвеках окончательно произошло формирование осетинского этноса и традиционной культуры осетинского народа.
Связь аланов и осетин
За время своего существования аланы побывали на многих территориях и оставили след во многих странах: от Предкавказья до большей части Европы и даже части Африки. В настоящее время множество проживающих на этих территориях народов претендуют на то, чтобы считаться потомками знаменитого племени аланов. Однако наиболее вероятными потомками древних и средневековых аланов являются современные осетины.
Стоит заметить, что у осетин имеются все основания предполагать, что именно они стали преемниками аланского народа: в пользу этой версии говорят общность территории и общность языка (осетинский язык считается прямым потомком аланского, что подтверждается проведенными еще в XIXвеке исследованиями Вс.Ф.Миллера и многочисленными более поздними работами), сходство народного эпоса, ядром которого являются древние аланские сказания.
Согласно наиболее распространенной версии, предками осетин действительно являются аланы, но лишь та их часть, оставшаяся в горах и ущельях Кавказа после борьбы с татаро-монгольским нашествием. Остальная часть алан еще раньше слилась с другими этническими группами: среди них франки, берберы и даже кельты. Несмотря на значительную роль в культурной и политической жизни Европы, а также активное участие в Великом переселении народов, западноевропейские аланы так и не смогли построить своего государства, потеряли свой язык и вошли в состав других народов.