РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 13:24
Автор ЕАНовостиЕАНовости

В декорациях краха страны: «Ненастье» как очередная глава в летописи Сергея Урсуляка

© Фото из открытых источников
На телеканале «Россия» состоялась премьера многосерийного фильма Сергея Урсуляка «Ненастье», снятого по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. В основе сюжета лежит история ограбления инкассаторской машины афганцем Германом Неволиным (Александр Яценко). События разворачиваются на фоне становления и упадка организации ветеранов Афганистана, тесной дружбы Неволина с ее лидером Сергеем Лихолетовым (Александр Горбатов) и любовной драмы, участниками которой они оба становятся. Место действия – Урал. Время действия – 1990-е годы. Детективный сюжет по поимке грабителя, который украл 140 млн рублей, расцвечен эффектным задником в виде краха страны, идеалов и поиска новой справедливости.
Неволин и Лихолетов знакомятся в Афгане, а позже встречаются в вымышленном уральском городе Батуеве, прообразом которого в романе безусловно был Екатеринбург. Лихолетов как харизматичный лидер собирает вокруг себя афганцев, чтобы гарантировать соблюдение их социальных прав. А после распада Союза определяет новую идеологию афганского братства. «Что для нас хорошо, то и справедливо» – формула, которая сначала служит для обеспечения интересов воинов-интернационалистов, потом для оправдания совершаемых ими преступлений и, в конце концов, становится причиной гибели не только самого Лихолетова, но и всей организации.
Однако Неволин до самого конца остается оплотом этой идеи в ее первозданном виде. Его глубокая преданность идеалам – основа их дружбы с Лихолетовым. Он отказывается участвовать в погромах, устраиваемых афганцами, и, как он сам про себя говорит, «просто крутит баранку» - возит их на выезды. Он не принимает вырождение идеи в бандитскую идеологию, но и не знает, что делать, поэтому просто соглашается с новой трактовкой реальности, предложенной Лихолетовым. А тот под его молчаливое попустительство, ошибочно принятое за лояльность, преступает закон за законом в поисках справедливости для своих.
Отношение героев к идеалам афганского братства - лакмусовая бумажка, которая позволяет Урсуляку показать срез общества и нравственную эволюцию 90-х.
Эта идеология претерпевает трансформацию: из идеи осознания собственной ответственности перед однополчанами, народом и страной она становится бандитским понятием, которое дает афганцам причину и оправдание, чтобы делить мир на своих и чужих и вести войну в мирное время.
Автор романа Алексей Иванов известен своим документалистским подходом в прозе. Создатели фильма пренебрегли стандартной кинематографической оговоркой, снимающей ответственность с авторов сюжетов, основанных на реальных событиях: «Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения случайны». Тем не менее многие участники и свидетели происходившего тогда действительно могут безошибочно узнать себя, подлинные события и исторический контекст. К прямым свидетелям в данном случае можно отнести почти всех, кто провел 90-е годы в Екатеринбурге. Ну а в более широком смысле всех, кто провел их в России.
Однако для екатеринбуржцев этот фильм – еще и экскурс в историю родного города. Вся сюжетная перипетия основана на реальной истории создания свердловского Союза ветеранов Афганистана. Прототипом Сереги Лихолетова стал Владимир Лебедев, лидер уральских афганцев, убитый в 1998 году в Екатеринбурге. Алексей Иванов довольно подробно описывает обстоятельства и детали деятельности этой организации в своем документальном романе «Ебург». Вся история взлета и падения Лихолетова точно повторяет историю жизни Лебедева. Столкновение, связанное с захватом стихийного рынка и наложением дани на торговцев, отсылает нас к истории создания Таганского ряда, который действительно был учреждён афганцами при аналогичных обстоятельствах. Даже захват жилых домов и перекрытие железной дороги – документальные эпизоды из жизни афганцев, свидетелями которых были все горожане в 1992 году. Когда в 1998 году Лебедева застрелили, никто не сомневался, что причиной стали его попытки снова взять под контроль рынок. Кто же остальные менее известные широкой публике прототипы персонажей, особенно выживших в этом ненастье 90-х, остается только догадываться.
Пока кинофорумы и личные блоги вскипают от зрительских впечатлений и частных воспоминаний о том, какими были реальные афганцы, кто крышевал рынки и когда из моды вышли капоры, Урсуляк закономерно приобретает репутацию летописца. Последние 15 лет его фильмографии – это попытки разобраться в коллизиях российской истории в ее трагические моменты. Фильм, который притворяется притчей об афганском братстве, на поверку оказывается еще одной главой в летописи Урсуляка. 90-е видятся ему не эпохой, канувшей в прошлое; пожалуй, эту главу его летописи вполне можно назвать «От распада Союза до наших дней».
Урсуляк далек как от очернения 90-х, в которых было место любви, преданности и идеалам, так и от обеления эпохи, последовавшей за ними. Композиционно режиссер ставит точку в последний день 1999 года, в день ухода Ельцина в отставку и в день поимки Неволина. Но еще он позволяет нам посмотреть в замочную скважину нового века и дает понять, что в нулевые попадут не все. Туда не попадут ни отчаянные идеалисты, ни отчаянные убийцы. Зато туда попадут растерзанные агнцы, продажные правоохранители, а еще расчетливые, беспринципные, успевшие легализовать капитал и объявившие справедливостью 21 века личную наживу манипуляторы.
ФОТО: vesti.ru, multiport.online, www.kino-teatr.ru, www.vokrug.tv, b1.filmpro.ru
В новый век на черном Mercedes, как Гагарин на ракете, со словами «Поехали!»... Под закадровое ельцинское завещание, что одним рывком перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее нельзя.
almaceramica