РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 29 июля 2019 в 17:10
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Как у Челябинска воруют деньги и почему мэру Котовой может понадобиться охрана

ЕАН подсчитал теневые финансовые потоки Челябинска, которые либо проходят мимо городского бюджета, либо уводятся из него. Цифры поражают.
© Фото из открытых источников
Чуть больше месяца прошло, как исполняющая обязанности главы Челябинска Наталья Котова начала свою деятельность с резких шагов — увольнения директоров нескольких муниципальных учреждений, сноса незаконных рынков и так далее.
Городское сообщество оживилось, приняв первые шаги градоначальника как начало серьезной «чистки» и кадров мэрии, и городского хозяйства, которое, по мнению многих, давно обросло «присосками».
Мы в ЕАН решили помочь Наталье Петровне и попробовать выявить и систематизировать «серые» и «черные» финансовые потоки, на которых сидят и жируют так называемые «городские кланы» и те, кто им в этом помогает.
В подготовке этого материала нам помогли несколько депутатов городской думы, бывший чиновник мэрии и два предпринимателя, чьи сферы интересов находятся в рынках, пересекающихся с теневыми финансовыми потоками. Мы приняли решение не называть их имена. Отчасти — ради их же безопасности.

Где и как

Городские финансовые потоки можно классифицировать по нескольким признакам. Во-первых, они бывают бюджетные, внебюджетные и нелегальные.
Бюджетные — это все, что связано непосредственно с бюджетными деньгами, субсидиями и так далее, проходящими через структуры мэрии и прямо подконтрольных ей управлений и структур. И с освоением этих денег.
Внебюджетные — все, что не связано с бюджетными деньгами, но входит в «орбиту» подконтрольных муниципалитету структур, прежде всего муниципальных предприятий, АО или ООО, принадлежащих городу и имеющих помимо бюджетного финансирования собственные доходы от собственной же деятельности. Прежде всего речь о предприятиях, обслуживающих городскую инженерно-коммунальную инфраструктуру — тепло- и энергосети, транспорт, водоснабжение и канализацию.
Нелегальные — все, что связано с прямым и умышленным действием вне правового поля — «левые» ларьки, нелегальные маршрутки, все, что работает без необходимых для этого разрешений, лицензий. Как правило, это связано с потоками «черного нала», неуплатой налогов. Однако, по сути, нелегалы отнимают эти деньги у тех, кто занимается этим же бизнесом на законных основаниях.
Еще один тип классификации потоков — они связаны либо с тем или иным действием/содействием со стороны должностных лиц, либо с их бездействием.
Ну, и третий тип классификации — по отраслям городского хозяйства.
Об основных, самых заметных — по порядку.
Транспорт
Во-первых, речь идет о нелегальных маршрутках, избавить от которых Челябинск глава региона Алексей Текслер на днях потребовал от начальника ГУ МВД по Челябинской области Андрея Сергеева.
По оценкам предпринимателей, работающих в этой сфере, количество маршрутных такси, ежедневно выходящих в рейс на законных основаниях, составляет около 1300-1400, а откровенных нелегалов — порядка 300 автобусов.
«Как правило, те, кто организуют эту историю, берут на свободный подряд водителя с автобусом, предоставляя ему свою „линию“ и „крышу“, — рассказывает один из них. — Разумеется, никакого контроля за тем, кто находится за рулем, в каком он состоянии, исправна ли машина, не производится».
Ежедневная выручка каждой такой маршрутки — несколько тысяч рублей, она зависит от нескольких факторов — выбранного маршрута, день недели, погода и т.д. Чистая прибыль организаторов также колеблется. Но даже если речь идет о паре тысяч рублей в день с машины, то за год с 300 автобусов набегает не менее 200-250 млн рублей. Наличных, никем не учтенных денег.
При этом участники рынка пассажирских перевозок убеждены, что существование нелегалов просто невозможно без прямой поддержки со стороны представителей силовых структур. Слишком уж они открыто нелегальные.
Во-вторых, собственно маршрутные такси, осуществляющие перевозки на законных основаниях, — это также на 99% рынок наличных денег, которыми расплачиваются пассажиры. Разумеется, практически не берущие у водителей билетов. Собственно, именно поэтому трудно оценить реальный объем этого рынка (участники говорят о 2 млрд рублей в год) и сопоставить эту сумму с уровнем, например, уплаченных перевозчиками налогов.
В-третьих, речь идет о «приседании на потоки», связанные с муниципальными предприятиями (раньше МУП, сейчас в форме ООО). Как правило, это связано с затратами предприятий на покупку запчастей и комплектующих, горюче-смазочных материалов, ремонтные работы, закупки и аренду подвижного состава и инфраструктуры через структуры, так или иначе аффилированные с «нужными людьми» (даже если сами закупки проходят через электронный аукцион). Схемы могут быть разные, уверяют знакомые с ситуацией депутаты Гордумы.
Говорить о том, сколько именно денег может уходить «налево» с муниципальных предприятий, довольно трудно. Но лучше всего ситуацию характеризуют результаты проверки ООО «Общественный городской транспорт» контрольно-счетной палатой города и два уголовных дела, возбужденных в отношении руководства предприятия, связанных именно с завышенной стоимостью аренды автобусов, ремонта, а также с фиктивными договорами на техническое обслуживание транспортного парка. Только выявленный ущерб оценивается в миллионы рублей. Сколько всего подобных сделок могло пройти с подобными нарушениями — неизвестно.
Кроме того, нельзя забывать, что выручка муниципального общественного транспорта — это во многом все та же наличка. Есть и другая история, связанная с конкурсами на обслуживание не самых выгодных для частных перевозчиков в силу низкого пассажирского трафика маршрутов по так называемому регулируемому тарифу. Однако как-то детализировать те потоки, которые здесь могут быть, довольно трудно. Можно лишь вспомнить, что не так давно один из частных перевозчиков пытался обжаловать в ФАС конкурсы на обслуживание трех автобусных маршрутов до аэропорта.
Уличная торговля
Общее количество нестационарных объектов торговли в Челябинске опрошенные нами депутаты, чиновники и участники рынка оценивают по-разному. Но в среднем речь идет о 3-4 тыс. ларьков, киосков и павильонов. Количество нелегальных — от 1 тыс. до 1,5 тыс.
Как правило, владельцы «черных» ларьков и киосков сами не занимаются организацией торговли, а зарабатывают на сдаче их в аренду, предоставляя также «услуги» по крышеванию и, если уж приходится демонтироваться и менять место, по поиску мест для торговли.
Стоимость аренды такого киоска зависит от места, где они установлены. Как правило, речь идет о суммах от 10 тыс. рублей в месяц в «слабых» с точки зрения трафика точках до 30-50 тыс. рублей в «горячих» местах. Если перемножить эти цифры, получится от 300 до 500 млн рублей в год.
При этом нелегальные ларьки не могут существовать без «ведома» как районной администрации, так и местных правоохранительных органов. Об этом говорит хотя бы то, что снесенный на днях в Челябинске нелегальный рынок возле кинотеатра «Киномакс-Победа» много лет располагался аккурат напротив окон кабинета главы районной администрации.
Кстати, вокруг сноса и демонтажа объектов до последнего времени в среде торговцев ходили рассказы, что за «неснос» объекта и последующее «решение вопросов» с помощью договора с определенной юридической фирмой якобы также брали мзду люди, близкие к руководству одного из МУПов, завязанных на этой сфере.
Вторая достаточно хорошо известная «тема» — так называемые «временные ярмарки». Самая известная из подобных — на улице Воровского от улицы Доватора до улицы Образцова — была снесена в этом году. Схема организации «ярмарок», как говорят, могла быть «завязана» на теперь уже бывших руководителях администрации города. И была предельна проста: постановлением администрации Челябинска учреждалась «временная» ярмарка, ответственным за организацию которой назначалось то или иное муниципальное учреждение, подконтрольное управлению культуры города. Оно, в свою очередь, заключала агентский договор с одной из «правильных» частных компаний. Которая, платя муниципалам какие-то копейки, сама собирала деньги (как правило, наличные) с тех, кто торговал на этой ярмарке (это не народные промыслы, а в основном овощи-фрукты, мясо и мясопродукты, рыба и т.д). Как правило, меньше 100 мест торговли на таких ярмарках не было, с каждого из них «агенты» собирали не менее 1000 рублей в день. Чистая прибыль таких «агентов» (которая могла бы идти не им а в муниципальное учреждение, если бы оно само сдавало в аренду) — от 2 до 3 млн рублей в месяц. Каждые три месяца мэрия выпускала новое постановление, благодаря которому «ярмарка» (а на самом деле обычный рынок) из «зимней» превращалась в «весеннюю», затем в «летнюю», а потом и в «осеннюю», доводя годовую прибыль «правильных людей» до 25-30 млн рублей в год. С каждой из нескольких таких «ярмарок». Итого — 150-200 млн в год.
Примерно такая же история и схема — с розничной торговлей на территориях, которые обслуживал МАУ «Горсад им. Пушкина», руководитель которого Ольга Попова была на днях уволена. Торговали в подземных переходах на площади Революции, и существовала многократная разница между стоимостью «аренды» пространства у муниципальной структуры и стоимостью «субаренды», за которую это место сдается торговцам. При этом ремонт переходов (формально из-за срыва которого и была уволена госпожа Попова) также год из года оплачивает муниципалитет.
Схожие схемы, по уверению собеседников ЕАН, могут присутствовать практически во всех структурах, которые обслуживают значимые общественные пространства города. Совокупная «цена вопроса» в уличной торговле — деньги, которые могли бы поступать в город (если бы муниципалитет сам, без «прокладок», занимался сдачей объектов в аренду торговцам) — не менее 1 млрд рублей ежегодно.
Автомобильные парковки
По словам тех, кто занимается этим бизнесом, общее количество только нелегальных, «черных» парковок, которые вряд ли возможно легализовать, потому что и расположение во дворах противоречит, скажем, санитарным правилам, в Челябинске может достигать 300-400. Это не говоря о тех, кто включен в «орбиту» муниципального казенного учреждения «Городские парковки».
«Относительно нормальный бизнес начинается со 100 машиномест на парковке, — утверждает владелец нескольких челябинских автостоянок. — Все, что меньше, — грань рентабельности, поскольку даже у нелегальной парковки есть пусть небольшие, но расходы — охрана, освещение и так далее".
Стоимость машиноместа на автостоянках Челябинска начинается от 1000 рублей в месяц (чаще больше). Итого — возможный оборот только „черных" парковок может составлять более 500 млн рублей в год.
Инженерная инфраструктура
Речь о работе как крупнейших муниципальных предприятий города — МУП "ЧКТС" („Челябинские коммунальные тепловые сети“) и МУП "ПОВВ" ("Производственное объединение водоснабжения и водоотведения»), так и, например, небольших предприятий типа МУП «Коммет».
Совокупная годовая выручка только ЧКТС и ПОВВ — около 14 млрд рублей в год. А возможные потоки могут быть связаны, как и с любым предприятием, — с заходом «правильных» «присосок», которые либо занимаются снабжением предприятия, либо обслуживают его подряды. Говорить о детальных цифрах в нашем случае пока довольно трудно. Но масштабы возможных проблем прекрасно описываются в уголовном деле бывшего сити-менеджера Челябинска Сергея Давыдова, которое на днях вернулось на новое рассмотрение в суд и было связано с возможным выводом из того же МУП "ЧКТС" 340 млн рублей.
А, например, директор МУП «Коммет» Сергей Леонов до назначения на нынешнюю должность работал в нескольких структурах, связанных с депутатом Госдумы Андреем Барышевым. Любопытно, что, по данным сайта госзакупок, в этом году два контракта на охрану объектов достались единственному поставщику — ЧОП «Метар-безопасность», принадлежащему также Андрею Барышеву. Мелочь, конечно, — 530 тыс. рублей. Но приятно. Да и закон формально не нарушен.
А муниципальных предприятий — много...
Обслуживание социальной инфраструктуры
Речь здесь идет как о деятельности муниципальных структур, занятых обеспечиванием деятельности и обслуживанием инфраструктуры городских школ, больниц, детсадов, социальных учреждений, так и о подрядах, которые выигрывают те или иные компании. Будь то организация питания, поставка продуктов, установка и обслуживание, например, пожарной сигнализации или, скажем, обслуживание инженерных сетей города.
Особенность потоков в этой сфере связана с тем, что различного рода социальных учреждений на территории города — более полутысячи, и это, казалось бы, небольшие суммы, иногда буквально несколько десятков тысяч рублей. Но с каждого учреждения (или с их значительной части). А курочка по зернышку клюет.
Наиболее яркий пример одной из таких схем — вскрывшийся три года назад силами антимонопольной службы картельный сговор трех ООО — «Мастер-сервис», «Мастер-комфорт» и «Гарант», которые фактически распилили между собой рынок обслуживания инженерных сетей и электрических установок в муниципальных образовательных учреждениях города. Как выяснилось в ходе разбирательств, все три компании находились фактически по одному адресу, а их руководители в той или иной степени были связаны с все тем же Сергеем Давыдовым.
Как сообщала в ноябре 2017 года ФАС, «более 400 из 461 муниципальной образовательной организации Челябинска были „распределены“ среди указанных участников картеля. При этом другие компании, выполняющие аналогичные работы (а их в Челябинске более 20), фактически не могли предложить свои услуги данным образовательным учреждениям. На протяжении 15 месяцев начиная с 2015 года компании вели указанные противоправные действия. В результате совокупный доход участников созданного картеля составил более 100 млн рублей за указанный период». Сколько же всего оставляют возможные потоки в этой сфере — точно подсчитать практически невозможно.
Все вышеописанное — лишь самые заметные, более-менее публичные потоки. Есть куда более «узкие», специфические истории, доказать сомнительность которых на порядок сложнее. В кулуарах говорят о работе с задолженностью перед мэрией по аренде земельных участков. О не всегда успешной работе по оспариванию снижения кадастровой стоимости того или иного объекта имущества, который идет под аренду или выкуп у города (за последние годы на этой переоценке город потерял не одну сотню миллионов рублей доходной базы). О не всегда должном надзоре за фактическим выполнением работ по контрактам на благоустройство тех или иных территорий города (особенно пикантными смотрятся истории с контрактами на кошение травы). И так далее, и тому подобное. Разумеется, вопрос проверки этих досужих разговоров — дело долгое и масштабное. И не в рамках этой публикации.
Но пока что дело выглядит так, что сегодня в городском хозяйстве Челябинска нет сферы, где нет или не было бы возможности организовать теневые финансовые потоки.

Кто

Если внимательно проанализировать, что и как «льется» в «серых» и «черных» потоках, то волей-неволей вспомнишь фразу-принцип, авторство которой приписывают Борису Березовскому: «Зачем мне покупать компанию, если я могу купить ее директора?» В случаем с Челябинском — вице-мэра или начальника управления, главу района или директора МУПа. Конечно же, мы не смеем утверждать, что все те люди, должности которых мы обозначили, напрямую коррупционны. Конечно, нет, и презумпция невиновности - понятие в правовом государстве святое. Но тогда как вообще эти потоки могли возникнуть?
Кроме того, очевидно, что существование в таком количестве тех же нелегальных маршруток, незаконной уличной торговли, «левых» парковок и много чего другого просто не могло было остаться незамеченным со стороны силовых и правоохранительных органов.
Пока разговоры о том, что те или иные действующие и/или бывшие стражи порядка напрямую «крышуют» незаконный «бизнес», остаются досужими сплетнями. Надеемся, так оно и будет. Ближайший маркер этого — как именно отреагирует полиция на требование главы области Алексея Текслера очистить Челябинск от нелегальных перевозчиков.
Но со сменой власти в городе ни сами потоки не исчезли, ни по большей части их бенефициары не сменились. И противостоять Котовой в деле «зачистки» города от «присосок» как явно, так и тайно будет мощнейший конгломерат, спайка нескольких городских кланов, силовиков и ряда чиновников муниципального и регионального уровней.

Сколько

Дать точную оценку возможного ущерба городу — как прямого, так и косвенного — практически невозможно. Но только самые простые в подсчете потоки (транспорт, автостоянки, нелегальная уличная торговля) дают цифру несколько миллиардов рублей в год.
Большинство опрошенных нами собеседников считают, что это лишь видимая часть айсберга, а совокупная величина «черных» и «серых» финансовых потоков, так или иначе связанных с городским хозяйством, может составлять суммы от 10 до 20 млрд рублей в год. И это еще консервативная оценка.
Для сравнения — совокупный бюджет Челябинска с учетом средств, получаемых городом от вышестоящих бюджетов на реализацию тех или иных полномочий, — 35 млрд рублей. Из них собственные доходы городской казны — порядка 13 млрд рублей.
Если оценки «черных» и «серых» потоков близки к верным, можно уверенно говорить о том, что речь идет о «втором бюджете». Который во многом пересекается с «первым».
И если хотя бы половину нелегальных и полулегальных потоков развернуть в сторону города и его казны (а способы имеются, и в большом количестве) — многие тяжелейшие проблемы города решатся достаточно быстро.

Резюме

Наталья Петровна Котова работает в мэрии почти полтора десятка лет, большую часть из которых — на должности вице-мэра и первого вице-мэра. И без сомнения, прекрасно представляет себе весь масштаб того, что творится в городе, и понимает, как устроено большинство схем и «схематозов» по уводу денег из бюджета и выстраиванию серых финансовых потоков.
Пока ее действия ярки и публичны и уже принесли некоторый ущерб финансовый и, что важно, эмоционально-репутационный тем, кто «сидит на темах».
Однако до реального начала системного разрушения схем, потоков и отстранения кланов от «второго бюджета» еще очень далеко. И для этого нужна прежде всего политическая воля. Нет, не врипа главы Челябинска — конечно же, Котова очень неглупа и понимает, с чем и с кем имеет дело и свои риски. А воля - главы региона Алексея Текслера и его команды. Которые и будет исполнять глава города. Только в этом случае - не считаясь ни с кем иным.
И еще — поскольку речь идет о потоках величиной в десятки миллиардов рублей в год, на месте Алексея Текслера не лишним было бы задуматься бы об обеспечении... некоторого уровня личной безопасности Натальи Котовой.
Автор этих строк не думает, что первые лица основных челябинских кланов настолько глупы, чтобы лично организовывать... что-то нехорошее. Они просто под слишком плотным «колпаком». Но вот кто-то из «второго эшелона» тех, кто присосался к потокам... Большая часть этих людей родом из 90-х годов, с оставшимся с тех времен менталитетом и взглядами на способы решения проблем...
В любом случае деньги на кону огромные. И лучше перестраховаться...
almaceramica
Главные новости
О работе с вдовами участников СВО полпреду Жоге рассказал мэр ЕкатеринбургаПолпред в УрФО Жога рассказал, как избежать «афганского синдрома» у ветеранов СВОНазван срок начала нормальной работы общественного транспорта в ЧелябинскеМэрия внесла в гордуму решение о введении турналога в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 15 - 17 ноябряБК «УГМК» крупно обыграл «Самару» и оформил первую сотню в сезоне. Фото