Коллективное увольнение хирургов на Урале «по собственному» – беспрецедентная история, прогремевшая на всю страну и дошедшая до Кремля. Целая спецкомиссия пытается понять, как успокоить врачей. Неофициально медики говорят, что вслед за Нижним Тагилом она может повториться в любом городе. О том, что не так в нашей медицине и как это поправить, - в интервью с доктором медицинских наук, хирургом Борисом Мейлахом.
Борис Мейлах 47 лет Доктор медицинских наук по специальности «Хирургия». Член обществ хирургов России, эндоскопических хирургов России, бариатрических хирургов России, Международной федерации хирургии ожирения (IFSO). 1996 – 2000 гг. врач-хирург отделения плановой хирургии городской клинической больницы № 14; 2000 – 2004 гг. врач-хирург отделения эндоскопической хирургии городской клинической больницы № 40 г. Екатеринбурга; 2004 – 2008 гг. заведующий отделения эндоскопической хирургии городской клинической больницы № 40 г. Екатеринбурга; 2008 - 2012 гг. возглавлял хирургическую службу городской клинической больницы № 40 г. Екатеринбурга в должности заместителя главного врача по хирургической помощи; параллельно с 2010 по 2013 год возглавлял центр хирургического лечения ожирения медицинского центра "УГМК-Здоровье"; с 2012 по 2015 главный врач центральной городской больницы № 20 г. Екатеринбурга. С января по декабрь 2016 главный врач городской больницы № 1 г. Асбеста. С января 2017 – главный врач и генеральный директор «Клиники Павлова».
- Почему у нас вдруг сформировался дефицит хирургов? Нас, пациентов, стало больше или их меньше?
- Дефицит специалистов действительно есть. Молодежь все менее охотно идет учиться именно этой специальности. Причин множество: условно говоря, в более узкие специальности, например, гинекологию, урологию, идти выгоднее, там пациенты моложе, развит рынок платных услуг и, соответственно, доплат за их оказание. Хирурги оперируют всех, и около половины пациентов – больные пожилого и старческого возраста. А это понятные риски и дополнительная психологическая нагрузка.
Кроме того, не будем забывать и о сложности подготовки.
Выучить и вырастить хорошего хирурга – это 10 лет. Опять же молодого хирурга, например, с двухлетним опытом работы не оставишь одного на ночное дежурство, в пару ему вынужден идти более опытный коллега.
- В чем природа тагильского бунта?
- Думаю, здесь масса факторов. У хирургов, в отличие от медиков терапевтических специальностей, по-другому построен рабочий день.
Большую его часть хирург проводит в операционной, в конце рабочего дня он из нее выходит, а дальше он должен сделать всю бумажную работу, которую терапевты делают весь день - принять больных и заполнить истории болезни, написать дневники, выписные эпикризы, оформить листки нетрудоспособности, те же протоколы операций записать. Вот и приходится задерживаться. Все врачи, кроме дежурных, вечером ушли домой, а хирург только садится заполнять документы.
Конечно, и финансы. На бумаге врач может получать 80 тыс. рублей, то есть почти обещанное майскими указами президента. Но минус 13% подоходного – и это только 70. Плюс сюда включены 10 ночных дежурств, а это уже нагрузка на две ставки.
- Просто «залить деньгами» конкретных протестующих не удастся. Разве что на время. Что нужно менять в системном плане?
- Во многих проблемах виноваты руководители конкретных клиник, главные врачи. В моем представлении, на эти должности в больницах с большими хирургическими службами как раз нужно назначать именно хирургов.
Хирурги вообще откровенно станут разговаривать только с тем, кто придет к ним в ординаторскую в хирургическом костюме, кто может сходить с ними в операционную, чему-то научить, включиться в операцию в сложной ситуации, в случае "разборок" по поводу жалоб пациентов привести веские аргументы в защиту своих врачей.
Терапевту-начальнику нелегко будет договариваться с хирургом-подчиненным. Зато хирург-начальник легче договорится со всеми, так как вся медицинская технология в хирургической клинике строится вокруг этого профиля.
- И все-таки. Определяющее в этой истории – деньги?
- Не думаю. Справедливая оплата труда – это обязательное желание всех, в том числе и медиков, и, конечно же, хирургов. Но они и в этом отличаются от коллег по цеху других специальностей. Для них многое значит решение не только финансовых, но и организационных вопросов, микроклимат в коллективе, решение квартирного вопроса. В настоящее время не составляет никакого труда посмотреть, на каком уровне работают наши зарубежные коллеги. Поэтому надо обеспечивать людям возможность профессионального роста. Помочь внедрить современные технологии, отправить на интересную учебу, дать тему научной работы.
Даже инструменты. Купите им качественные, классные инструменты, современные расходные материалы - и они будут радоваться как дети новым игрушкам и на полгода забудут о протестах, даже если для них есть поводы.
Это мой совет главврачам: не запускайте ситуацию, потратьте дополнительно хотя бы полмиллиона на хирургическую службу – и вы сами убедитесь в том, что я прав.
Фото: pixabay.com