Челябинская область и Республика Башкортостан — не просто соседние регионы, субъекты Российской Федерации. Их связывает гораздо больше, чем административная граница. Аэропорт второго по величине города Челябинской области Магнитогорска расположен на территории Башкирии, как и курорты, принадлежащие Магнитогорскому меткомбинату, — Банное, Абзаково.
На Южном Урале проживает большая и достаточно влиятельная башкирская диаспора, а в Башкортостане хватает бизнес-проектов, в которых участвует и бизнес из Челябинской области. Один из величайших башкир 20-го века Харис Юсупов — основатель знаменитой челябинской школы дзюдо, давшей стране немало чемпионов.
Деловые, культурные, наконец, просто родственные связи — это между этими регионами привычно. В последние годы к этому добавились схожие политические процессы, проходящие и в Челябинской области, и в Республике Башкортостан.
В обоих регионах была проведена смена первых руководителей. При этом в обоих случаях возрастных глав (Борис Дубровский и Рустэм Хамитов) сменили представители следующего поколения управленцев с серьезным опытом работы в федеральных структурах - Алексей Текслер и Радий Хабиров.
У Текслера и Хабирова есть много схожих черт в биографии. Оба — уроженцы своего региона, оба работали в Москве на серьезных руководящих должностях (Текслер дорос до первого заместителя министра энергетики РФ, Хабиров трудился в качестве заместителя руководителя управления внутренней политики администрации президента). Оба имели небольшой, но все же опыт управления муниципалитетом (Текслер возглавлял администрацию Норильска, Хабиров — мэрию подмосковного Красногорска).
При этом Текслер в свое время возглавлял совет директоров ОАО «Башнефть» и прекрасно знает теперь соседний для него регион, а Хабиров во время работы в АП РФ взаимодействовал и с челябинскими политиками.
Оба после назначения их в роли исполняющих обязанности глав прошли процесс выборов и убедительно победили в избирательной гонке, показав достаточно высокие показатели и по явке избирателей, и по проценту голосов, полученных в свою поддержку.
Любопытно, что при всех имеющихся у регионов различиях задачи, которые встали перед Алексеем Текслером и перед Радием Хабировым, во многом схожи. Прежде всего это слом установившегося политического и экономического статус-кво, при котором старые, укоренившиеся и крепко «подсевшие» на все, что связано с бюджетными деньгами, элиты не в состоянии работать на развитие территории.
Логично, что и Алексей Текслер, и Радий Хабиров начали с понятного в таких случаях шага — смены ключевых руководителей. Понятны были и требования к ним — помимо высокой управленческой квалификации и способности быстро взять под контроль ключевые потоки информации это и давнее личное доверие.
Так, Алексей Текслер назначил своим первым заместителем Виктора Мамина — давнего соратника по работе и в «Норильском никеле», и в «Полюсзолоте», и в правительстве РФ. Радий Хабиров сделал ставку на своего давнего и преданного товарища Андрея Назарова, который родился в республике, сделал мощную политическую и бизнес-карьеру, был депутатом Госдумы от республики и до 2019 года являлся совладельцем ГК «Гранель» — одного из крупнейших частных строительных холдингов в России (в свежем рейтинге «200 крупнейших частных компаний России», выпущенном Forbes, «Гранель» занимает 110-е место). Назаров получил пост вице-премьера правительства республики, но нет никаких сомнений, что после 19 сентября, когда Радий Хабиров пройдет инаугурацию, Назаров станет председателем правительства.
Здесь, собственно, начинаются и серьезные различия между ситуациями, в которой оказались Алексей Текслер и Радий Хабиров. Текслер, хоть и родился в Челябинске, уехал вместе с семьей в Норильск, когда ему было всего 16 лет. Он не терял связи с родным городом, но у него нет практически никаких политических привязок к региону: он не принимал участие в здешней политической и экономической жизни.
У Хабирова же, как и у Назарова, политическая карьера началась именно в Башкортостане, и она была бурной, включала в себя и периоды нахождения во власти (Хабиров был главой администрации первого президента Башкортостана Муртазы Рахимова), и периоды, когда только серьезное покровительство в столице спасало от мести бывших товарищей по республиканскому властному Олимпу.
Разумеется, «старые элиты» и в Челябинской области, и в Башкортостане не слишком радостно восприняли собственно новых глав и начавшиеся изменения, которые вполне могут лишить их не слишком справедливого, но такого близкого и лакомого «куска».
Но если в Челябинской области у местных «элитариев» попросту нет ровным счетом ничего, за что можно было бы зацепиться по отношению к Текслеру, то в Башкортостане решили вновь вытащить на свет старое грязное белье, которое, казалось, давно осталось в прошлом.
Прежде всего речь о Раиле Сарбаеве — бывшем премьер-министре республики, который в свое время был одним из ярых врагов Хабирова и Назарова, поскольку видел в них своих конкурентов в борьбе за пост президента республики. Однако в итоге был сам отправлен в отставку, а после безуспешно пытался выдвинуться в качестве кандидата на выборах глав Башкортостана.
То, что между экс-мэром Сибая Сарбаевым (ныне главой «Корпорации развития Республики Башкортостан») и выросшем в Сибае Назаровым отношения, мягко говоря, сложные, ни для кого в республике секретом никогда не являлось.
Уровень ненависти и интриг, которые в свое время Сарбаев «крутил» против Хабирова и Назарова, хорошо понятен из аудиозаписей разговора Сарбаева с некими людьми, которых башкирские СМИ опознали как пиарщика Андрея Шпиленко и «высокопоставленного сотрудника Следственного комитета» при прокуратуре России. Запись была сделана еще в 2009 году. Речь в ней шла и про Рахимова, и про Назарова.
Вот пара фрагментов.
Про Назарова:
Сарбаев: Депутат там что?
И: Все готово по нему, а что?
Сарбаев: Готово будет, когда его не будет.
И: Я имел в виду бумаги готовы.
Сарбаев: Надо додавливать. Назарова давить надо. Вообще зря мы сразу по полной его не долбили. Надо было осенью еще тогда.
Шпиленко: Не было тогда же.
И: Ну, не знаю.
Сарбаев: Не было… Все равно надо было долбить.
Шпиленко: Тогда по-другому было, да? Раиль Салихович, вы же сами говорите, что Рахимов (тогдашний президент республики, — прим. ЕАН) его поддерживал.
Сарбаев: Ну и что мне Рахимов.
Шпиленко: На самом деле раньше, чем этот.
Сарбаев: Можно было еще что-нибудь придумать. С митингом хорошо получилось.
И: Кстати, нет информации? Опровержения там.
Сарбаев: Они все равно не станут сейчас.
Шпиленко: Это они, а чего мы в центральную прессу не отдаем?
Сарбаев: Надо давать, а что?
Шпиленко: Если надо разрешение, то чего мы ждем?
Сарбаев: Уголовное дело возбуждено. Но вчера Ваня (сотрудник ФСО) с прокурором общался — тот говорит, вообще ничего не хочет.
Шпиленко: Но ты понимаешь...
И: (перебивая) Нет, но...
Шпиленко: (перебивая) Нет.
И: Этого для него больше чем достаточно. Но там в любом случае.
Сарбаев: Ему добавят?
И: Да. Раиль Салихович, ну, если рассказывать по порядку, сейчас его прессуют.
Шпиленко: Надо, чтобы сказал он, как надо.
И: Он вообще непредсказуемый.
Шпиленко: Надо, чтобы сказал.
Сарбаев: Депутат. Чтоб не спрыгнул.
И: В общем, там работают пока. Сделать должны убедительно.
Сарбаев: Они доведут до конца.
И: Они доведут, ты что.
Сарбаев: Но вот какими материалами они располагают?
И: Раиль Салихович. Ну, там и через Управление собственной безопасности и министерство. Ребята, которые это сработали, - это сработали именно те, которые тех сработали, того, кого мы…
[Провал в записи]
Сарбаев: Очень хорошо, за звездочки или?..
[Провал в записи]
И: Ну, не знаю, и за звездочки они сработали в том числе. Очень сильно их напрягло — это то, что человек, то есть это из московской управы бывший, через ребят там, в УСБ которые, ну, все там подготовили, все вроде бы нормально. Единственно, также еще поработали по второму — Фахретдинову. Поработали там все, сведения, которые дали, тоже поработали.
Шпиленко: Они хорошо там…
Сарбаев: Лишь бы получилось...
Более того, в той же записи говорилось и о потраченных на дискредитацию Назарова в московских СМИ миллионах долларов (упоминалась программа Андрея Караулова «Момент истины»).
А вот кусок разговора про Хабирова:
Сарбаев: Ну, а по Хабирову что будем делать?
Шпиленко: По Хабирову пока надо выждать. Там какие-то движения начались странные. Щёкотова выжили. Харичева выгнали.
Сарбаев: Они сами хотели. Он же подложил их там. Напрямую, без Говоруна к Суркову.
Шпиленко: Серьезно?
Сарбаев: Да. Харичев об этом уже узнал три месяца… четыре месяца назад… Он сказал: «Из-за каких-то денег такую змею взял. Я сказал, я Альбине еще сказал: «Через полгода вы еще увидите…»
Шпиленко: Наплачетесь.
Сарбаев: Ага, наплачетесь… Что будет с вами. И она (сотрудник администрации президента РФ) приехала на Новый год, потом я ее в Абзаково отправил, она покаталась 7 января. Потом - ба-тащ, началось, блин. Говорит, Харичева топчет — дважды, говорит, его подставил. Видимо, говорит, что Харичева выгнали из-за этого. Потому что он, говорит, искусно ушел по «Единой России», а подставил, говорит, Харичева. С Харичевым, говорит, не стали разбираться — выгнали.
Шпиленко: Сейчас он набирает, получается, силу?
Сарбаев: Да. Ну, как он набирает. Он у Суркова. Он сейчас, минуя Говоруна, ходит к Суркову.
Шпиленко: Ну да. Я как бы косвенно чувствую, что что-то не то, потому что мне Лопатин каждый раз говорит какие-то вещи такие неприятные, от этого которые слышит. Они напрямую, конечно, не касаются, но чувствуется, что он очень его, как бы… Ну, ему Хабиров как бы не нужен, но он действует по указанию Суркова — то есть он защищает в полном объеме его. Даже если он засранец во всех отношениях. То есть чувствуется, что что-то происходит, но у меня информации просто мало по нему.
Шпиленко: Но пока на самом деле я не знаю — мне кажется, надо пока с одними разобраться, а дальше уже.
Сарбаев: Но Говорун! Неужели не поймет, что следующий Говорун будет?
Шпиленко: И он понимает.
Сарбаев: Хабирову надо отдать должное — он же все-таки практик. Он знает, что делает. А эти-то что? Поэтому, говорят, все в рот ему смотрят.
Шпиленко: Если есть что-то конкретное по Хабирову, можно уэсбэшникам.
Сарбаев: Но это ж не проблема. На Хабирова много есть.
Шпиленко: Можно даже предположить старые дела. И покупные дипломы.
Сарбаев: Там все есть. И фотографии — все есть… Новый начальник ФСБ к нам прибыл же. Он уже получил. И по Хабирову в полном объеме.
Шпиленко: Но он может первое время не захотеть никуда лезть.
Сарбаев: У нас хорошие отношения. Он сам приходил сюда. Мне, говорит, быстрее в курс дела войти надо, дайте мне что.
Шпиленко: Нет, а вот вы мне скажите. Это… по-материальному будет помогать ему республика, новому начальнику ФСБ?
Сарбаев: Конечно, будет!
Шпиленко: Тогда вопросов нет.
В итоге на того же Назарова вновь вынули из старой помойки то, что, казалось бы, уже давно признано фальшивкой. И информацию по якобы поддельному диплому Казахской государственной академии управления (которую признал недостоверной Кировский районный суд Уфы). И даже совершенно беспредельные обвинения в судимости да еще и по обвинению в групповом изнасиловании жительницы Сибая Гульнары Гайсиной. Это мало того что признал недостоверным Сибайский городской суд, так еще и сама Гайсина публично подтвердила на видео, что Назаров ее не насиловал.
По большому счету с назначением Назарова премьер-министром у Сарбаева и связанных с ним людей, по сути, нет шансов остаться во власти. Отсюда и отчаянный шаг. Который вряд ли будет иметь последствия для руководителей республики.
Политическая обстановка в республике, ее стабильное развитие интересно и Челябинской области. Повторимся — слишком глубоко, близко и по-добрососедски связаны эти два региона.
Фото: http://pravdapfo.ru/Андрей Иванов, https://bash.news, https://stories-of-success.ru, https://mref.info/nazarov/, https://deloros.ru, пресс-служба правительства Челябинской области