Максим Гареев — об одной из главных кинопремьер этой осени.
Готэм начала 1980-х: социальный кризис, безработица, тотальное озлобление общества. Город заполнен мусором из-за забастовки соответствующих служащих, в результате чего улицы наводнили крысы. В этих условиях некий Артур Флек работает клоуном-аниматором, посещает социального психолога (парень страдает психическими расстройствами, в числе которых и неконтролируемый смех) и мечтает стать стендап-комиком.
Однако вместо этого его все постоянно бьют и унижают, а из развлечений ему только и остается просмотр вечернего ток-шоу Мюррея Франклина вместе с мамой в их маленькой старой квартирке. Но вскоре все достигнет своего апогея: жители Готэма окончательно рассвирепеют после неосторожного заявления влиятельного богача Томаса Уэйна, а мы параллельно станем свидетелями того, как психика Артура будет стремительно рушиться, что приведет к непредсказуемым последствиям…
«Джокер» и так был одним из самых ожидаемых фильмов этого года, а после триумфа на Венецианском кинофестивале, где картине достался «Золотой лев», и беспрецедентных мер безопасности на показах в США, премьера стала настоящим событием. И громкая вывеска нас не обманула. Лента Тодда Филлипса как минимум в очередной раз перевернет ваши представления о кинокомиксах.
Создатели не стали брать какой-то графический роман за основу. Это полностью оригинальная история, в которой достаточно органично вплетено несколько поворотов сюжета из комиксов. Но самое главное — «Джокера» нельзя назвать супергеройским кино. Это жесткая, злая, кровавая, пронзительная и реалистичная драма о том, как изгой с травмированной психикой окончательно погружается в пучину зла, хаоса и безумия. Наблюдать за этим путешествием на темную сторону откровенно тяжело и временами по-настоящему страшно.
Разумеется, такой эффект — во многом заслуга исполнителя главной роли Хоакина Феникса. Мы уже давным давно знаем возможности этого актера, не устающего нас радовать своими невероятными перфомансами. Но игрой в «Джокере» он доказал даже самым последним скептикам, что никаких потолков для него не существует.
Его взгляд, мимика, пластика и умопомрачительная физическая трансформация (Феникс серьезно сбросил вес в лучших традициях Кристиана Бэйла) оказывают просто-таки сногсшибательное впечатление, а его смех — вероятно, вообще лучший за всю историю этого персонажа на большом экране. Артист проделал фантастическую работу, которую, на мой взгляд, киноакадемики обязаны оценить в должной мере. Возможно, это лучшая мужская роль в этом году, и никаких сомнений тут быть не может.
При этом никак нельзя пройти мимо и режиссуры. Хотя некоторые критики вполне справедливо отметили, что в картине слишком много позаимствовано из фильмов Мартина Скорсезе «Таксист» и «Король комедии» (отсюда и появление Роберта Де Ниро на втором плане — кстати, великолепное), об ориентире на которых создателями было заявлено заранее, работа Тодда Филлипса впечатляет. Постановщик, всю свою карьеру снимавший комедии, на новой для себя территории чувствует весьма уверенно. Атмосфера нагнетается правильно и грамотно, мрачная палитра красок оказывает гнетущее впечатление, усиливаемое мощным саундтреком Хильдур Гуднадоттир (музыка в хитовом «Чернобыле», между прочим, тоже ее рук дело).
Обязательно нужно отметить, что Филлипсу здесь очень помог его комедийный опыт. Ни для кого не секрет, что многие комики, включая звезд калибра того же Джима Кэрри, по ту сторону экрана являются людьми непростыми, одинокими и весьма угрюмыми. Так что постановщик прекрасно знаком, что на самом деле скрывается за умением смешить людей. А уж его замыслу, согласно которому неконтролируемый смех Флека прорывается в те моменты, когда скорее нужно рыдать, и вовсе нужно поаплодировать: это выглядит невероятно круто.
Пока что трудно сказать, какая в итоге судьба ожидает «Джокера». Мы не знаем, какие еще призы заработает фильм вслед за «Золотым львом». Но свой след в истории эта неординарная картина уже оставила. Потому что в наше время нужно обладать все-таки определенной смелостью, чтобы снять настолько злой, неоднозначный и бескомпромиссный кинокомикс.
В нем далеко не все идеально, его трудно назвать полновесным шедевром, да и реверансы в сторону Скорсезе считываются довольно легко. Однако «Джокер» — это однозначный прорыв в жанре, украшенный к тому же и одним из самых ярких актерских перфомансов последних лет. Проходить мимо него нельзя ни одному киноману, но впечатлительным и людям со слабой психикой лучше не рисковать. Кино это как минимум непростое и некомфортное.
Максим Гареев
Больше интересных материалов о кино вы можете найти в пабликах автора. Подписывайтесь!
Facebook: https://www.facebook.com/videotekashow
Telegram: https://t.me/videotekashow
Instagram: https://www.instagram.com/videotekashow/