РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 12:18

Как вернуть деньги за сгоревшие авиабилеты. Советы банкиров и юристов

© Алексей Колчин для ЕАН
Тысячи уральцев пытаются вернуть деньги, заплаченные за авиабилеты в другие страны. Операция, которая в «мирное» время занимала минуты, теперь – настоящий квест.
Многие перевозчики, не оказавшие услугу, предлагают вместо денег ваучеры, дающие право на перелет в том же направлении после того, как границы откроют. Эта схема устраивает не всех: за месяцы планы у многих уже поменялись или еще поменяются. Продвинутые пользователи больше рассчитывают на так называемый чарджбек. Подробности – в материале ЕАН.
По правилам платежных систем если уже оплаченная вами услуга ее поставщиком держателю карты оказана не была, последний имеет право потребовать компенсацию от банка – эмитента карты.
Процедура выглядит следующим образом: физическое лицо обращается к банку-эмитенту, и тот может истребовать от банка, который обслуживает поставщика услуги (эквайер), возврата средств (чарджбэк).
Как правило, если поставщик услуги не вернул деньги, банки-эквайеры делают компенсацию из собственных средств и впоследствии могут списать эти деньги со счета поставщика услуги, в нашем случае – авиакомпании.
Если механизм заработает в активном режиме, претензии держателей карт могут исчисляться миллиардами.
Кредитные организации по понятным причинам на эту тему говорят неохотно. В банке ВТБ ЕАН рассказали, что повышенного числа обращений клиентов по вопросам чарджбека пока не наблюдалось, статистика – в пределах среднемесячной нормы.
В банке «Нейва» признают, что уже сталкивались с такой практикой и готовы принимать заявления от пострадавших.
«Когда «Трансаэро» прекратила полеты, продвинутые клиенты действительно пользовались чарджбэком для возврата денег. Сейчас, думаю, тоже будут желающие именно так вытащить свои деньги», - говорит председатель правления банка Павел Ефремов.
Но, как всегда, есть нюанс. Клиент должен будет предоставить подтверждение того, что услуга не будет оказана и продавец добровольно не возвращает деньги. Сделать это непросто, ведь авиакомпании окончательно в выплате не отказывают, а говорят, что вернут деньги через 60 - 90 дней.
«Мы уже получили разъяснения от VISA, что надо постараться помочь клиенту урегулировать вопрос с авиакомпанией и отелем самостоятельно. В случае если будет отказ, инициировать чарджбэк. Пока авиакомпании не отказывают, они обещают вернуть деньги через несколько месяцев. Вот по прошествии обещанных сроков, если возвратов не будет, будем принимать заявления на опротестование», - заключил Павел Ефремов.
«Действительно, правила платежных систем предусматривают возможность возврата потребителю денежных средств в тех случаях, когда товар или услуга были оплачены банковской картой и по каким-либо причинам они не были предоставлены покупателю (заказчику). Таким образом чарджбек мотивирует держателей карт платить безналичным способом», - говорит юрист.
По словам Николая Бабушкина, такой опцией часто пользовались туристы, оплатившие туры банковской картой. Например, в случае банкротства туроператора они не прибегали к длительным тяжбам с туристическими фирмами, а просто обращались в свой банк, который, установив факт неоказания услуги, возвращал деньги клиенту. Банк же в свою очередь предпринимал все дальнейшие шаги по возмещению своих расходов.
«Судебная практика знает множество таких примеров. Как правило, судебные разбирательства по данной категории дел происходят между коммерческими организациями и не предаются широкой огласке. Но в связи с беспрецедентной ситуацией на рынке платежные системы и банки могут изменить свои правила, которые существенно ограничат возможность использования чарджбека», - предупреждает Николай Бабушкин.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев опасается, что неразбериха с возвратами средств за несостоявшиеся путешествия может стать благодатной почвой для работы мошенников.
«Есть решение частично возвращать деньги из фонда туроператора, сформированного при объединении «Турпомощь». У меня есть опасение, что сейчас могут быть зафиксированы случаи мошенничества, потому что должен быть точно прописан регламент, кто осуществляет возврат, где эти деньги осуществляются, аккумулируются. Или они изначально выплачиваются туроператорам, за что и высказывались последние, и дальше они осуществляют погашения по спискам, которые у них есть. Либо выплаты должно осуществлять какое-то уполномоченное лицо, например, фонд помощи туроператора. Руководитель «Турпомощи» Александр Осауленко, правда, уже рассказал, что у них 13 человек в штатном расписании, технически они не могут осуществить весь объем выплат, ведь речь идет о сотнях тысяч туристах», - говорит Михаил Мальцев.
ЕАН следит за развитием событий.
Александра Аксенова
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября