Кинообозреватель ЕАН Максим Гареев подготовил подборку картин великого французского актера, которому недавно исполнилось 87 лет.
Очередная неделя самоизоляции и очередной список фильмов для просмотра. Если вдруг голливудская продукция надоела, а в пучину сериалов нырять не особенно хочется, то можно как следует изучить фильмографию несравненного Жан-Поля Бельмондо, на днях отпраздновавшего свое 87-летие. Список там обширный и подойдет явно не каждому, но все же я постарался отобрать 10 картин, вполне способных понравиться и сейчас. Все-таки французское кино — лучшая прививка от хандры. Проверено на себе.
«На последнем дыхании» (Франция, 1960). Режиссер — Жан-Люк Годар
Полнометражный дебют культового режиссера стал настоящим манифестом «французской новой волны», одним из первых и наиболее ярких ее фильмов. История о молодом бунтаре, который вместе со своей подружкой-журналисткой пускается во все тяжкие, пытаясь скрыться от полиции, принесла постановщику «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале, а самому Бельмондо, сыгравшему главную роль, — признание и славу. Конечно, спустя 60 лет кино это выглядит весьма специфически из-за мизерного бюджета и постоянных импровизаций, но хотя бы ради ознакомления и невероятного ощущения эпохи 1960-х его нужно видеть.
«Обезьяна зимой» (Франция, 1962). Режиссер — Анри Вернёй
Эта трагикомедия не стала каким-то откровением да и культовый статус не приобрела, но в фильмографии Бельмондо она выделяется. Все потому, что Бебель здесь составил шикарный дуэт вместе с великим Жаном Габеном, и уже впоследствии он назвал эту роль одной из важнейших в карьере. Кино о том, как две родственные души случайно встретились, вырвались из унылой обыденности и стали близкими друзьями, получилось очень милым, теплым и искренним. Не стоит обращать внимание на архаичность и некоторую наивность — игра двух потрясающих актеров затмит все вокруг. Такие фильмы сейчас практически не снимают.
«Сто тысяч долларов на солнце» (Франция, Италия, 1964). Режиссер — Анри Вернёй
Жан-Поль Бельмондо и Лино Вентура блистают в ролях двух друзей-дальнобойщиков, работающих в Северной Африке, чья дружба подвергается серьезной проверке на прочность крупной суммой денег и жаждой наживы. Опять же, перед нами вроде весьма устаревшее по всем параметрам кино, но на самом деле это отличная приключенческая комедия, от которой можно получать удовольствие все два часа. А уж развязка и вовсе приводит в восторг. Никакой пошлости, претенциозности и фальши — просто хороший фильм.
«Борсалино» (Франция, Италия, 1970). Режиссер — Жак Дере
А этот актерский дуэт 50 лет назад произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо — два секс-символа, два самых звездных и популярных французских киноартиста той поры — впервые пересеклись в кадре в ролях обаятельных гангстеров, подружившихся, чтобы подмять под себя Марсель 1930-х. В итоге получился настоящий кассовый хит — элегантное криминальное кино в стиле ретро, украшенное великолепной игрой двух великих актеров. Это обязательно надо видеть, тем более что Делон и Бельмондо вместе снимались крайне редко.
«Страх над городом» (Франция, Италия, 1975). Режиссер — Анри Вернёй
Первый из серии полицейских боевиков в карьере Бельмондо получился по-своему запоминающимся. Уникальная смесь из итальянского джалло и французского поляра, нервная и пульсирующая музыка маэстро Эннио Морриконе и невероятные трюки в исполнении Бебеля, который без дублеров гнался за злодеями по парижским крышам и даже на движущемся поезде метро, — вот вам рецепт суперблокбастера из семидесятых. Такое кино никак нельзя пропустить.
«Частный детектив» (Франция, 1976). Режиссер — Филипп Лабро
Еще один типичный для Бельмондо экшн не стал хитом проката во Франции, зато получил по-настоящему культовый статус в СССР. В это трудно поверить, но фильм, оригинальное название которого переводится как «Охотник» или «Ловец», периодически крутили в кинотеатрах Союза вплоть до лета 1991 года, когда кинопрокат уже практически рухнул, а люди предпочитали посещать видеосалоны. Конечно, по сравнению с лучшими образцами американских боевиков картина выглядит несколько устаревшей и наивной, однако великолепный Бельмондо, орудующий на экране кулаками, пистолетом и помповым ружьем, а также противостоящий ему на экране Бруно Кремер, роскошно сыгравший главного антагониста, искупают все ее огрехи.
«Чудовище» (Франция, 1977). Режиссер — Клод Зиди
Если вы вдруг почему-то сомневаетесь в комедийном даре Жан-Поля Бельмондо, просто посмотрите эту искрометную комедию Клода Зиди. Бебель здесь зажигательно сыграл сразу две роли — безбашенного каскадера с невыносимым характером и похожего на него как брат-близнец жеманного суперзвездного актера. Уморительные забавные ситуации и трюки сменяют друг друга один за другим, музыка Владимира Косма как всегда великолепна, ну а секс-символ 60-70-х Рэкел Уэлч составляет главному герою отличную пару. Кстати, именно в дубляже этого фильма Николай Караченцов впервые озвучил Бельмондо.
«Профессионал» (Франция, 1981). Режиссер — Жорж Лотнер
Ни один топ лучших фильмов Бельмондо не может обойтись без этого политического триллера. Бебель бесподобен в роли секретного агента, который намерен отомстить предавшему его собственному начальству. Замечательная постановка и сюжет, мощный экшн и гениальная, пронзительная и знакомая абсолютно всем музыка Эннио Морриконе — перед нами настоящая классика мирового кино, которую просто нельзя не посмотреть. На мой взгляд, один из лучших фильмов восьмидесятых.
«Вне закона» (Франция, 1983). Режиссер — Жак Дере
Это последний фильм Жан-Поля Бельмондо, попавший в советский прокат накануне распада страны в 1991 году. В то время герои Бебеля уже казались анахронизмами по сравнению с персонажами Сталлоне или Шварценеггера, да и кинотеатры, как было сказано выше, загибались из-за наступления эпохи VHS, поэтому полицейский боевик не произвел особого ажиотажа. Однако даже сейчас этот суровый и жесткий фильм смотрится ничуть не хуже голливудских экшн-хитов. Бельмондо убедителен в роли комиссара полиции, готового пойти напролом, чтобы остановить могущественного наркобарона, а Эннио Морриконе написал пусть и не лучший в своем творчестве, но при этом брутальный, запоминающийся и одновременно лиричный саундтрек.
«Баловень судьбы» (Франция, ФРГ, 1988). Режиссер — Клод Лелуш
Бельмондо сыграл в этой трагикомедии от автора культовой мелодрамы «Мужчина и женщина» одну из самых ярких ролей в своей карьере. История о том, как успешный бизнесмен инсцинировал самоубийство и сбежал от обыденности и размеренности жизни в Африку, стала последним кассовым хитом великого актера и заодно покорила французских критиков. Бебель выиграл премию «Сезар» за лучшую мужскую роль, однако отказался принять награду из-за того, что создатель статуэтки когда-то нелицеприятно отзывался о работах отца артиста, который был скульптором. И в этой истории, в этом фильме — весь Жан-Поль Бельмондо.
Максим Гареев