Российская киноиндустрия стала одной из первых «жертв» коронавируса. Для сдерживания распространения инфекции все залы были закрыты с конца марта. С тех пор компании не получают прибыли, второй месяц у них только издержки: на аренду, на зарплаты сотрудников. И туманные перспективы: отрасль должна будет измениться, эта необходимость назрела давно, а эпидемия лишь сделала это очевидным, считает директор сети «Премьер-зал» Владимир Петелин.
О своем видении того, как будет выглядеть киноиндустрия в стране, он рассказал в интервью «Деловому кварталу».
Основная проблема индустрии сейчас — отсутствие доходов. Существенной поддержки от государства они не получают, и, по мнению собеседника издания, собственных ресурсов хватит еще месяца на два. Потом начнутся банкротства. Собственно, уже 5-10% кинотеатров, по его мнению, могут не открыться после карантина из-за накопившихся долгов по аренде и коммунальным платежам.
Однако даже в случае, если ограничительные меры будут сняты уже завтра, индустрия не сможет выйти из ситуации, не изменившись.
«Если говорить честно, та модель, по которой работала вся кинопрокатная отрасль, подустарела. Все ощущали, что нужно что-то менять. И наступило время, когда сама ситуация заставляет нас что-то менять», - поясняет Владимир Петелин.
В условиях карантина кинозрители привыкают смотреть фильмы онлайн. Эта модель может сохраниться и после снятия ограничительных мер, что скажется на заполняемости залов. Есть и другая теория, что онлайн-показы будут ассоциироваться у людей с карантином, напоминать о неприятном периоде и это привлечет зрителей в кинотеатры. Какая из гипотез окажется верной, покажет время, считает гендиректор «Премьер-зала».
Однако в любом случае сейчас продюсеры переносят свои премьеры на второе полугодие. Завлекать зрителей в кинотеатр летом будет нечем. Отчасти эту проблему может решить отечественное кино. Однако и тут выпуск немногих интересных фильмов отложен, а остальное, как правило, не обещает коммерческого успеха.
«Мы на самом деле всегда очень активно и позитивно смотрели на российские фильмы. Дело в том, что зачастую они, к сожалению, не были интересны зрителю. Если бы зритель хотел ходить только на российское кино, все бы только его и показывали», - поясняет Владимир Петелин.
Выход, по мнению собеседника издания, заключается в изменении формата работы кинотеатров. Вместо поставщиков развлекательного контента они должны стать культурными центрами, ориентирующимися на разные аудитории.
«Нужно развивать формат кинотеатра как кинокультурного центра. В частности, именно таким проектом был создан наш новый кинозал в торговом центре «Омега», который не успел открыться до карантина и теперь, видимо, откроется после. Там предусмотрены и лекционные зоны, и выставочные пространства для сменных музейных экспозиций. И мы планируем работать там с разными группами аудитории. В том числе со спортивными болельщиками — показывать трансляции, проводить фестивали. Мы планируем сотрудничать с Ельцин Центром — обсуждали совместные культурные программы», - поясняет Владимир Петелин. Кинотеатры, по его мнению, должны будут переориентироваться на показ документального, фестивального кино, трансляцию значимых спектаклей и создание атмосферы для обсуждения зрителями увиденного, в том числе и в формате модерируемых лекций, где ведущий активно взаимодействует с залом.
Как отмечает эксперт, перед введением карантина эксперименты в этом направлении уже велись и показали свою востребованность у зрителей.