В сегодняшней России, пожалуй, нет ни одного региона, который бы не задумывался о реализации тех или иных проектов экономического развития. И борьба между регионами за возможность привлечь ресурсы для развития обостряется все больше. Практически по всей стране были как удачные примеры создания институтов и проектов развития, так и не очень. И часто успех реализации зависел от того, кто именно возглавит проект или структуру, созданную для реализации проектов развития.
Один из самых распространенных вариантов — создание в региональном правительстве института или структуры, агентства или корпорации развития, которые реализовали бы те или иные проекты. Чаще всего это бизнес, создающий новые предприятия, производства, рабочие места. Он получает преференции, будь то определенные налоговые льготы (в рамках возможностей региона) либо удешевление доступа к инфраструктуре, прежде всего инженерной, необходимой для работы нового предприятия.
Чаще всего субъекты федерации выбирают формат особых экономических зон (ОЭЗ), позволяющий властям наиболее полно раскрыть возможности существующих на местах институтов развития, а бизнесу — получить максимальные преференции и минимальные административные издержки. Важный момент: присвоение статуса ОЭЗ — прерогатива правительства РФ, перед которым региональные власти должны защитить свою заявку.
В итоге в выигрыше все. Регион, пусть и понеся существенные расходы на подведение инженерной инфраструктуры к территории ОЭЗ, получает инвестиции, создание новых предприятий, рабочих мест, налоги, социальную стабильность и возможность положительным примером привлекать все новых инвесторов. Бизнес приобретает льготы, возможность экономить на налогах и платежах в самое трудное для любого нового предприятия время — на старте. Население получает новые рабочие места и уверенность в завтрашнем дне.
Несмотря на эпидемию, даже в этом году некоторые регионы продолжили создание особых экономических зон.
К примеру, в Дзержинске (Нижегородская область) создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Кулибин», управляющей компанией которой станет Корпорация развития Нижегородской области. Власти рассчитывают на появление 15 новых производств и сотен новых рабочих мест, уже есть договоренности с тремя потенциальными инвесторами, сумма проектов которых превышает 6 млрд рублей.
В Липецкой области еще в 2006 году была создана региональная ОЭЗ «Тербуны», где успешно работают несколько предприятий, создавших более 1100 рабочих мест.
Тем же путем пошли и в Башкортостане. В сентябре прошлого года на Пятом юбилейном форуме малого и среднего бизнеса стран ШОС и БРИКС было объявлено о формировании в республике ОЭЗ «Алга» на территории Ишимбайского и Стерлитамакского районов. В конце мая нынешнего года проект поддержали и федеральные власти — премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о создании ОЭЗ «Алга».
Масштаб будущего экономического кластера впечатляет.
Общая площадь участков ОЭЗ - 470 га, из которых более 200 га уже зарезервированы под проекты. Республика за счет бюджета построит сети электро-, газо- и водоснабжения, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, создаст таможенную инфраструктуру, построит административное здание, проложит линии связи. Всего на эти цели будет направлено 6,3 млрд рублей.
Кроме того, заявлен и предельный объем господдержки в виде налоговых льгот потенциальным резидентам ОЭЗ — 15,6 млрд рублей. Власти республики ожидают, что за счет налоговых отчислений при реализации инвестпроектов дополнительные поступления в бюджеты всех уровней с 2020 года за десять лет сформируются в объеме 70 млрд рублей.
Неудивительно, что свои намерения реализовать проекты на территории ОЭЗ «Алга» уже подтвердили девять будущих резидентов, которые создадут в регионе 2,3 тыс. новых рабочих мест. Это предприятия в области нефтехимии, приборостроительной микроэлектроники и пищевой промышленности. Общий объем уже заявленных инвестиций – 26 млрд рублей. Еще с девятью инвесторами ведут переговоры о реализации проектов на 40 млрд рублей.
«Уверен, особая экономической зона «Алга» даст мощнейший толчок развитию агломерации Стерлитамак – Ишимбай – Салават, запуску там современных производств, – заявил глава республики Радий Хабиров изданию РБК. – А это новые рабочие места, рост зарплат, налоги в бюджет».
Но при всем масштабе задуманного, к сожалению, есть повод вспомнить старую поговорку «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
К сожалению, таким «оврагом» может стать нынешний гендиректор АО «Корпорация развития Республики Башкортостан», бывший премьер-министр республики Раиль Сарбаев.
Сарбаев не просто бывший премьер, но в свое время один из самых ярых врагов Радия Хабирова и нынешнего первого заместителя премьер-министра Башкортостана Андрея Назарова. Наблюдатели сообщали, что экс-премьер якобы видел в них своих конкурентов в борьбе за пост президента республики. Однако в итоге Сарбаев был сам отправлен в отставку, а после безуспешно пытался выдвинуться в качестве кандидата на выборах глав Башкортостана.
То, что между экс-мэром Сибая Сарбаевым и выросшем в Сибае Назаровым отношения, мягко говоря, сложные, ни для кого в республике секретом никогда не являлось.
Уровень ненависти и интриг, которые в свое время Сарбаев «крутил» против Назарова, хорошо понятен из аудиозаписей разговора Сарбаева с некими людьми, которых башкирские СМИ опознали как пиарщика Андрея Шпиленко и «высокопоставленного сотрудника Следственного комитета» при прокуратуре России. Запись была сделана еще в 2009 году. Речь в ней шла и про Рахимова, и про Назарова.
Вот пара фрагментов.
Про Назарова:
Сарбаев: Депутат там что?
И: Все готово по нему, а что?
Сарбаев: Готово будет, когда его не будет.
И: Я имел в виду бумаги готовы.
Сарбаев: Надо додавливать. Назарова давить надо. Вообще зря мы сразу по полной его не долбили. Надо было осенью еще тогда.
Шпиленко: Не было тогда же.
И: Ну, не знаю.
Сарбаев: Не было… Все равно надо было долбить.
Шпиленко: Тогда по-другому было, да? Раиль Салихович, вы же сами говорите, что Рахимов (тогдашний президент республики, — прим. ЕАН) его поддерживал.
Сарбаев: Ну и что мне Рахимов.
Шпиленко: На самом деле раньше, чем этот.
Сарбаев: Можно было еще что-нибудь придумать. С митингом хорошо получилось.
И: Кстати, нет информации? Опровержения там.
Сарбаев: Они все равно не станут сейчас.
Шпиленко: Это они, а чего мы в центральную прессу не отдаем?
Сарбаев: Надо давать, а что?
Шпиленко: Если надо разрешение, то чего мы ждем?
Сарбаев: Уголовное дело возбуждено. Но вчера Ваня (сотрудник ФСО) с прокурором общался — тот говорит, вообще ничего не хочет.
Шпиленко: Но ты понимаешь...
И: (перебивая) Нет, но...
Шпиленко: (перебивая) Нет.
И: Этого для него больше чем достаточно. Но там в любом случае.
Сарбаев: Ему добавят?
И: Да. Раиль Салихович, ну, если рассказывать по порядку, сейчас его прессуют.
Шпиленко: Надо, чтобы сказал он, как надо.
И: Он вообще непредсказуемый.
Шпиленко: Надо, чтобы сказал.
Сарбаев: Депутат. Чтоб не спрыгнул.
И: В общем, там работают пока. Сделать должны убедительно.
Сарбаев: Они доведут до конца.
И: Они доведут, ты что.
Сарбаев: Но вот какими материалами они располагают?
И: Раиль Салихович. Ну, там и через Управление собственной безопасности и министерство. Ребята, которые это сработали, - это сработали именно те, которые тех сработали, того, кого мы…
[Провал в записи]
Сарбаев: Очень хорошо, за звездочки или?..
[Провал в записи]
И: Ну, не знаю, и за звездочки они сработали в том числе. Очень сильно их напрягло — это то, что человек, то есть это из московской управы бывший, через ребят там, в УСБ которые, ну, все там подготовили, все вроде бы нормально. Единственно, также еще поработали по второму — Фахретдинову. Поработали там все, сведения, которые дали, тоже поработали.
Шпиленко: Они хорошо там…
Сарбаев: Лишь бы получилось...
В той же записи говорилось и о потраченных на дискредитацию Назарова в московских СМИ миллионах долларов (упоминалась программа Андрея Караулова «Момент истины»).
А вот кусок разговора про Хабирова:
Сарбаев: Ну, а по Хабирову что будем делать?
Шпиленко: По Хабирову пока надо выждать. Там какие-то движения начались странные. Щёкотова выжили. Харичева выгнали.
Сарбаев: Они сами хотели. Он же подложил их там. Напрямую, без Говоруна к Суркову.
Шпиленко: Серьезно?
Сарбаев: Да. Харичев об этом уже узнал три месяца… четыре месяца назад… Он сказал: «Из-за каких-то денег такую змею взял. Я сказал, я Альбине еще сказал: «Через полгода вы еще увидите…»
Шпиленко: Наплачетесь.
Сарбаев: Ага, наплачетесь… Что будет с вами. И она (сотрудник администрации президента РФ) приехала на Новый год, потом я ее в Абзаково отправил, она покаталась 7 января. Потом - ба-тащ, началось, блин. Говорит, Харичева топчет — дважды, говорит, его подставил. Видимо, говорит, Харичева выгнали из-за этого. Потому что он, говорит, искусно ушел по «Единой России», а подставил, говорит, Харичева. С Харичевым, говорит, не стали разбираться — выгнали.
Шпиленко: Сейчас он набирает, получается, силу?
Сарбаев: Да. Ну, как он набирает. Он у Суркова. Он сейчас, минуя Говоруна, ходит к Суркову.
Шпиленко: Ну да. Я как бы косвенно чувствую, что что-то не то, потому что мне Лопатин каждый раз говорит какие-то вещи такие неприятные, от этого которые слышит. Они напрямую, конечно, не касаются, но чувствуется, что он очень его, как бы… Ну, ему Хабиров как бы не нужен, но он действует по указанию Суркова — то есть он защищает в полном объеме его. Даже если он засранец во всех отношениях. То есть чувствуется, что что-то происходит, но у меня информации просто мало по нему.
Шпиленко: Но пока на самом деле я не знаю — мне кажется, надо пока с одними разобраться, а дальше уже.
Сарбаев: Но Говорун! Неужели не поймет, что следующий Говорун будет?
Шпиленко: И он понимает.
Сарбаев: Хабирову надо отдать должное — он же все-таки практик. Он знает, что делает. А эти-то что? Поэтому, говорят, все в рот ему смотрят.
Шпиленко: Если есть что-то конкретное по Хабирову, можно уэсбэшникам.
Сарбаев: Но это ж не проблема. На Хабирова много есть.
Шпиленко: Можно даже предположить старые дела. И покупные дипломы.
В итоге на Андрея Назарова вновь вынули из старой помойки то, что, казалось бы, уже давно было признано фальшивкой. И информацию по якобы поддельному диплому Казахской государственной академии управления (которую признал недостоверной Кировский районный суд Уфы). И даже беспредельные обвинения в судимости да еще и по обвинению в групповом изнасиловании жительницы Сибая Гульнары Гайсиной. Это мало того что признал недостоверным Сибайский городской суд, так еще и сама Гайсина публично подтвердила на видео, что Назаров ее не насиловал.
Отметим, Радий Хабиров через некоторое время переехал из республики в Москву. Наблюдатели полагают, в столице он, по сути, проходил многолетнюю «производственную практику», готовясь к должности управленца масштаба субъекта федерации.
В итоге затея Сарбаева провалилась. Но сейчас, с созданием ОЭЗ «Алга», у него появляется новый шанс доставить неприятности тем, кто, как считает сам Сарбаев, лишил его возможности стать главным в республике. Для этого необходимо лишь обеспечить провал одного из главных экономических проектов Радия Хабирова и Андрея Назарова, что ударит по репутации Хабирова и Назарова как у бизнеса и населения республики, так и у федеральных властей.
При этом для того, чтобы проект ОЭЗ провалился, достаточно просто ничего не делать. Или делать то, что умеешь. На что Сарбаев, к которому не раз возникали вопросы антикоррупционного характера, безусловно способен.
В итоге при руководстве Сарбаева проект ОЭЗ «Алга» вполне может превратиться в нечто похожее на памятники безалаберности и коррупции, которыми на Урале стали проект «Урал промышленный — Урал Полярный» (вела АО «Корпорация развития», история закончилась уголовными делами), индустриальный парк «Малая Сосновка» в Челябинской области, задумывавшийся еще при губернаторстве Петра Сумина и к которому только в этом году начнут подводить инженерную инфраструктуру, или Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» во все той же Челябинской области, который, даже будучи построен спустя много лет после начала проекта (якобы ради обслуживания неких грузовых потоков из Китая и Средней Азии), так и стоит пустой.
При этом в правительстве республики есть люди, способные реализовать проект ОЭЗ «Алга». Например, первый вице-премьер и руководитель аппарата правительства республики Илшат Тажитдинов.
Тажитдинов не только опытнейший чиновник, но и доктор экономических наук. Более того, именно Тажитдинов отвечает в правительстве за координацию действий властей по развитию ОЭЗ «Алга». А значит, детально знаком с проектом, и ему не надо будет долго входить в курс дела.
Сарбаев пытается вести переговоры о том, чтобы остаться у руля проекта. Но репутация и груз прошлого у экс-премьера слишком тяжел. Для успешного развития республики необходимо избавляться от такого балласта.