Летом в Екатеринбурге, на улице Первомайская, 77, вновь откроется фитнес-центр. Сторонникам ЗОЖ это место хорошо знакомо: последние два десятка лет здесь размещался первый в городе настоящий современный фитнес, закрытие которого сопровождалось громким скандалом. Как москвичи «работают» с партнерами из провинции, правда ли, что в отрасли здоровья появились «пирамиды» и почему не все проблемы в бизнесе можно списать на коронавирус – в интервью с основателем проекта Михаилом Гараниным.
- Давайте начнем с хорошей новости. Если мы правильно понимаем, на принадлежащих вам площадях скоро вновь откроется фитнес-центр. Как он будет называться?
- Надеюсь, что это произойдет уже к сентябрю. Это будет один из спортивных клубов сети Drive Fitness. Я в данном проекте выступаю как соучредитель . Надеюсь, клиенты прежнего центра вернутся в знакомые стены.
- Закрытие работавшего на Первомайской, 77 клуба сети CityFitness – один из громких бизнес-скандалов времен «ковидного» Екатеринбурга. Как все закончилось?
- Я выиграл суды у, к счастью, уже бывших партнеров, им придется погасить долг за аренду площадей. Действительно, все завершилось, и сейчас я готов рассказать, что произошло.
- Если вкратце, чтобы читатель понял фабулу. А потом к деталям.
- Физкультурно-оздоровительный комплекс на Первомайской, 77 – первый современный фитнес в Екатеринбурге, основанный 20 лет назад. В 2005 году здесь одним из партнеров проекта стала основательница фитнес-клубов Orange Fitness и CityFitness москвичка Анастасия Юсина.
С 2016 года начались перебои с арендными платежами, в 2018 году это стало системой. Обещания расплатиться арендатор не сдержал, при этом Юсина пообещала натравить на меня журналистов и пиарщиков и вот в этом не обманула: едва ли не все екатеринбургские СМИ представили меня как монстра, отказавшегося снизить арендную плату для CityFitness в трудное «ковидное» время.
- Да, ковид здесь – только оправдание, пиаровская задумка. На момент начала пандемии их долг уже составлял порядка 2 миллионов рублей. В итоге мне пришлось обратиться в суд, который доказал мою правоту, наличие долга Юсиной и обоснованность моих претензий.
- Как вы познакомились с Юсиной?
- Я жил на ЖБИ, и понятия «фитнес» в то время еще не было. Звездой и ориентиром был КОСК «Россия». Поэтому, когда я решил делать физкультуру и спорт на Первомайской, для меня это был скорее физкультурно-оздоровительный комплекс.
Первый вопрос, который возник – какое покрытие стелить на пол. Я нашел в Екатеринбурге представителя компании, которая занималась поставками редкого товара. Они говорят: «А полетели через неделю на Кубок Кремля, встретитесь в головном офисе в Москве, вам все покажут-расскажут, обсудите цены».
Мы были в той зоне, где размещались Ельцин, Тарпищев, прочие звезды. К сожалению, с представителями фирмы, официального партнера Кубка, познакомиться не удалось. Мне предложили «замену», познакомили с человеком, который занимается темой фитнеса. Это оказался муж Юсиной.
- Они прилетали в Екатеринбург?
- Да. Я показал им помещения, объяснил, что хочу. «Как думаете, возможно?» Они говорят: «Конечно, все будет».
У меня уже был свой проект, они привели своего дизайнера. Я нашел людей, которые решили поучаствовать в проекте деньгами, создали совет директоров, куда вошла и Анастасия Юсина.
Я чашу бассейна полностью поставил, пол залил, покрасил, стены подготовил. Оценить эту работу в деньгах сегодня сложно. Московские партнеры, как мне показалось, разбирались в продажах карт и прочей бизнес-составляющей. Кстати, первая карта была продана больше чем за тысячу долларов.
Деньги были, года не прошло – и все заработало.
- Как развивались события дальше?
- Через 2 года Юсина предложила выкупить доли соинвесторов, чтобы единолично управлять клубом. Я предложил: «Давай я останусь». Она отвечает: «Нет, я хочу одна».
Рассчиталась, кстати, до сих пор не со всеми. Я дал ей рассрочку на весь срок, и в итоге деньги за свою долю я начал получать, лишь когда арендная стала расти в рамках договоренностей о возврате моих инвестиций.
Вообще, реальная финансовая отдача от проекта мне пошла году в 2013-2014.
- О каких суммах арендных платежей идет речь? Ежемесячно…
- На пике – порядка 3 миллионов, а начиналось все вообще тысяч с 500.
- Что в итоге выкупила Юсина?
- Весь бизнес, управление центром.
По сути, она выкупила прибыль, так как сразу после сделки клуб мгновенно стал прибыльным, возможно, самым прибыльным в ее так называемой сети.
- У вас есть своя версия того, почему все пошло не так красиво, как предполагалось?
- Юсина работала по разным регионам, у нее была быстрорастущая сеть, открывала по два-три клуба в год, действительно, так. Она привлекла иностранный фонд, те дали денег, много дали, в районе 25 миллионов евро. Сеть должна была приносить прибыль, но у нее, как я понимаю, задача была другая – нарастить оборот, выйти на IPO и продать часть доли. Но не получилось.
Новый учредитель зашел, стал выставлять ей определенные, современные критерии работы, она не справилась, и в итоге они ее выгнали из председателей совета директоров, из учредителей, и все, компания «Страта Партнерс» обанкротилась в 2015 году.
Дама в целом аферистка. В хорошем смысле слова или в плохом – я не знаю. У нас ведь если ты аферист, но при этом не попадаешь под статью, то, в общем-то, почему бы и нет?
- Но в итоге такое желание у вас все-таки возникло…
- Это был вынужденный шаг. С начала 2018 года они стали регулярно нарушать свои обязательства, накапливая долг. Подчеркну еще раз: коронавируса и никаких связанных с ним проблем тогда и в помине не было. При этом в итоге мне перестали даже обещать «исправиться»: «Отстань», «Нам не до тебя», «У нас свои проблемы».
Пришлось обратиться в суд и после этого начались угрозы просто обанкротить компанию: «Ты вообще ничего не получишь».
Там уставной капитал 10 тысяч, угроза была вполне реальна, и я пошел на уступки, «простил» почти 4 миллиона долга и продлил рассрочку погашения почти на 2 года. Юсина и ее управленцы Калугина и Каширин официально оформили личные поручительства.
К сожалению, ничего не помогло. Арендатор начал нарушать прямой договор по поставке коммунальных услуг. Опять же отмечу: все это еще в доковидные времена. В результате с 1 января 2020 года поставщик разорвал с ними отношения и уже по итогам первого квартала с меня потребовали порядка 1,2 миллиона рублей.
(переписка Михаила Гаранина с представителем оппонирующей стороны)
В итоге на дату объявления карантина долг клуба составлял около 2 миллионов. Я даже говорил на этапе возникновения карантина: «Девочки, верните хотя бы половину долга, накопленного за прошлые годы». Ответ: «У нас денег нет».
И да, учитывая всю предысторию наших отношений, уведомив их в соответствии с законом за 3 месяца, договор аренды я расторг. В августе 2020 года они попытались выйти на диалог, но каким-то странным образом, согласившись выплатить мне 1 миллион рублей в счет долга. Один вместо десяти.
- Давайте кратко зафиксируем актуальную диспозицию, ее юридическую составляющую.
- Они посчитали разрыв мною договора аренды неправомерным и оспорили его в Арбитражном суде Свердловской области. Суд им в их требованиях отказал. И вторую инстанцию они тоже проиграли. Главное, что зафиксировал суд: попытки арендатора сослаться на пандемию неправомерны, так как долг был накоплен до введения ограничений на работу фитнес-клубов.
- Похоже на историю, в которой в итоге пострадали все: арендодатель, то есть, вы, фитнес-арендатор, ну и горожане, клиенты клуба
- В корне неправильное представление. На каком основании она называет себя пострадавшей?
По моим данным, оборот Юсиной, ее доход был достаточен, чтобы вовремя платить аренду. Кроме фитнеса, у нее есть и другие бизнесы. Платить аренду они перестали, другие свои активы для исполнения личных обязательства не продали. А я свои продавал, чтобы платить коммуналку, охране, уборщицам, крышу от снега очищать и всю прочую текучку вести.
Начиная года с 2016, если не раньше, мне регулярно приходилось им напоминать, звонить, просить. При этом регулярно читая в интернете, как они открывали один клуб, второй, третий. Какой-то шикарный фитнес с нержавеющим бассейном в «Петровском» в Москве. Открывали – а мне не платили. Один месяц, второй месяц, третий месяц, бросали какие-то копейки.
Еще один момент. Клубные карты, проданные людям миллионов на 40 рублей. Где эти деньги? У клуба, у продавца. То есть человек получил огромные деньги, не оказал услугу, плюс сэкономил на аренде – с какой стати она называет себя в этой истории пострадавшей? 99% людей, думаю, хотели бы быть таким «пострадавшими».
Версия Юсиной и ее команды – «у нас низкая маржинальность», якобы, отсюда все проблемы. Но я ей предлагал: «Верни меня в совместный бизнес, буду смотреть, что там у тебя с прибыльностью». Не захотела.
Я понимаю, если ты начала бы гасить долги, квартиру продала, машину продала, акции продала, бизнес какой-то свой другой закрыла, вытащила из него деньги. Но она ведь ни копейки не компенсировала никому. Почему же Юсина в этой истории – пострадавшая? Она богатый успешный человек! Мавроди в свое время собрал деньги с кучи людей – его же никто не называл пострадавшим?
У Юсиной все хорошо, а мне теперь тут все придется ремонтировать, когда-то я передал партнерам все новое, но за 15 лет они ничего не сделали, что-то там перекрасили из серого в зеленый. Ни одного унитаза не поменяли, плитка в бассейне поотваливалась…
- Вы от властей какую-то помощь в пору карантина получили?
- Только требовали. Налоги плати, аренду плати, зарплату сотрудникам плати, понятно, кредиты обслуживай. Все плачу, платил и плачу. Недавно они на 2 копейки рассрочку после кучи писем дали.
Итог: арендатор не платит, клуб закрыт на карантин, но с меня трясли все платежи и пени. А я-то где деньги на это возьму? Ладно, если бы это был ТРЦ, где потери от фитнеса можно было перекрыть доходами с остальных, работающих площадей. Но у меня только оздоровительный комплекс.
- Зачем вам вся эта возня? Сдали бы свои площади в аренду ретейлерам – и жили спокойно. Еще недавно в окрестностях совсем не было магазинов, теперь, правда, рядом и «Верный», и «Магнит», и «Пятерочка».
- Такие предложения от «торговцев» поступали, место ведь уникальное: самый центр, можно сделать и торговые помещения, и склады. Но я хотел именно оздоровительный комплекс.
Таких фитнес-объектов в Екатеринбурге больше нет. Это построено еще при СССР, высота – 15 метров, это бывшие помещения завода. Когда мы обустраивались, вывезли отсюда 100 «Камазов» обломком, мусора, труб каких-то. Здесь стоял промышленный 25-тонный кран, до сих пор стоят металлические балки, которые его держали, они стоят каких-то безумных денег. Здание такой высоты в центре, с таким количеством металла, на таком большом земельном участке никто больше не построит.
Такой клуб в центре больше не построить, это нерентабельно. Это идеальная конструкция, где в одном месте можно и плавать, и йога, и тренажеры, и волейбол-баскетбол, настоящие, не пляжные, и большой теннис.
- Фитнес должен быть в формате «у дома»?
- Конечно. В торговый центр раз в неделю на окраину съездить можно, но вы же не поедете туда за молоком, правильно?
Так и фитнес. В идеале человек заниматься должен четыре раза в неделю. Пошел, поплавал утром в бассейне, вечером поподнимал гантели, на следующий день пошел, допустим, йога, на следующий день пошел, условно говоря, поиграл в волейбол командой.
У меня люди играли годами, очень расстраивались, когда все прекратилось: «У нас был налаженный механизм, куда ходить, во сколько, чтобы всем подходило, чтобы у всех планы были разработаны под игру. Главное – центр города».
- Что за история была с попыткой захвата тренажеров в здании?
- По решению суда, вся «начинка» фитнес-центра была передана мне на ответственное хранение. Приехали среди бела дня на фуре с московскими номерами люди, срезали замок, здесь же все закрыто было в пору карантина. Зашли грузчики и приготовились выносить тренажеры. Наша охрана их заблокировала и вызвала полицию. Кстати, все противоправные действия зафиксированы видеокамерой.
Полиция из ОП N 1 (Кировского района) приехала через два с половиной часа, задержанными оказались представители ООО «Фитнес клуб Про» и известной с мировым именем лизинговой компании «Сименс-финанс».
Их полиция собиралась задержать и доставить в ОП, но граждане просто вышли покурить и скрылись в неизвестном направлении. Остается понять допустимо ли для такой брендованной европейской компании так поступать?
Надеюсь, прокуратура и полиция даст этому поступку соответствующую оценку.
- Будете добиваться личного банкротства Юсиной? Ведь она поручилась по обязательствам юрлица.
- Не хотел бы пока раскрывать всех планов, но убежден: поручители должны были, невзирая на карантин и личные сложности, погасить долг из собственных средств.
Кстати, 5 августа 2020 года по факту наличия долга поручителей судебными приставами Московской области было возбуждено исполнительное производство, наложен арест на их имущество. Но уже 9 сентября все имущество каким-то образом одномоментно было продано третьим лицам. О какой предпринимательской этике может идти речь? Сейчас мы оспариваем эти неправомочные действия не только в службе судебных приставов, но и в прокуратуре.
Главное – хочется, чтобы об этой истории узнали в других регионах, где, может быть, сегодня покупают абонементы в CityFitness и Orange Fitness. Все это очень похоже на «пирамиду»: собираешь с клиентов деньги, где-то открываешь клуб, а где-то – теряешь.
City и Orange – это сетевые структуры, и теперь, когда моя война с их владельцами закончена, хочется рассказать о своем опыте «работы» с этими людьми.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42