Российские олигархи за время пандемии разбогатели в общей сложности на 62 млрд долларов. Стодвенадцатым в рейтинге богатейших людей мира по версии Bloomberg стал Виктор Вексельберг.
Он, по крайней мере публично, не владеет компаниями, которые показывали такой бурный рост за время пандемии, — из сферы фармацевтики, медтехники, интернет-проектов. На чем он тогда заработал деньги? Что позволило миллиардеру за два года увеличить состояние в полтора раза?
Состояние Вексельберга Bloomberg оценил в 18 млрд долларов. С января оно выросло на 1,82 млрд долларов, а за два года увеличилось на 6,4 млрд долларов. Издание пишет, что, по состоянию на 12 августа 2021 года, Вексельберг стал богаче на 11,6%.
Отметим, что оценки разных источников о состоянии российского олигарха разнятся. Например, Forbes в 2019 году приводил цифру 10,5 млрд долларов и ставил Виктора Феликсовича на 12-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России. По итогам 2020 года, как уверяет издание, состояние Вексельберга упало, теперь оно оценивается в 9 млрд долларов, и он только двадцатый в топ-200.
Вексельберг, судя по информации "СПАРК.Интерфакс", владеет большей частью своего состояния через офшоры в Нассау, холдинговую компанию на Багамах, Группу "Ренова" и российскую Renova. Они контролируют ряд публичных и закрытых компаний. Главный актив среди российских компаний – «Ренова». Вексельберг - председатель совета директоров этой компании с 2009 года, с 2018 года – ее единственный владелец. В нее входят предприятия металлургии, девелопмента, энергетики, телекоммуникационные компании.
Именно металлургия принесла Вексельбергу больше всего. У «Реновы» 5,6% акций «Русала» (горнодобывающие активы, глиноземные и алюминиевые заводы, электростанции - всего 43 предприятия в 13 странах мира). На волне восстановления экономики после пандемии капитализация компании выросла с 2019 года практически в два раза: с 467 до 804 млрд рублей. Соответственно, выросла и стоимость акций, которыми владеют «Ренова» и Вексельберг.
У миллиардера много зарубежных активов, например, в Швейцарии. Это машиностроительная, а также компании промышленного оборудования и стали, три из них публичные (то есть часть акций продаются на биржах и можно оценить, как меняется стоимость тех бумаг, что есть у Вексельберга). Он владеет 48,8% акций промышленной группы Sulzer, 18,4% химической Oerlikon и 11,5% - сталелитейной Swiss Steel. Из-за пандемии стоимость акций и компаний упала, однако сейчас идет процесс восстановления. Например, акции Oerlikon выросли с октября 2020 года с 6,20 швейцарских франков за единицу до 10,7. Сегодня акции Oerlikon, которые есть у Вексельберга, стоят почти 1,78 млрд долларов. Участие в капитале Sulzer принесло олигарху еще 2,5 млрд долларов, 190 млн – Swiss Steel.
Большая часть активов Виктора Феликсовича непублична, информации о стоимости их акций не найдешь. Среди тех, кто мог бы принести средства даже в «нерыбный» для производственных активов год, выделяется, например, Octo Telematics – мировой лидер в сфере предоставления ПО для страховых и транспортных компаний. Среди российских можно назвать девелопера КОРТРОС: льготная ипотека стала драйвером если и не роста, но стабильного развития всего строительного рынка, структура «Реновы» не исключение. В Москве 2020 год ГК «КОРТРОС» реализовал 94,8 тыс. кв. м на 21,640 млрд рублей. В Екатеринбурге – 170,4 тыс. кв. м недвижимости на 10,584 млрд рублей. В Перми – 29,4 тыс. кв. м недвижимости на 1,944 млрд рублей.
С 2010 года Вексельберг возглавляет технологический центр «Сколково» под Москвой. Его создавали, надеясь повторить в России успех американской Кремниевой долины.
«"Сколково" не аналог Кремниевой долины, сравнивать их некорректно и даже нелепо. Главное отличие в том, что в "Сколково" нет и никогда не будет масштабного промышленного производства, он поддерживает стартапы», - так Вексельберг комментировал развитие кластера в 2020 году.
Число резидентов подмосковной площадки с 2010 года выросло с 26 почти до 2500, а их совокупная выручка в прошлом году превысила 100 млрд рублей. В 2020 году более 60 участников "Сколково" работали над проектами, направленными или на борьбу с вирусом, или на смягчение последствий пандемии. Данных о том, сколько они принесли денег, в открытых источниках обнаружить не удалось.
Рост состояния Вексельберга особо интересен на фоне того, что олигарх уже три года, с апреля 2018 года, находится под американскими санкциями. В конце 2020-го бизнесмен рассказывал, что на его счетах в США и Швейцарии заморожено более 1,5 млрд долларов.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42