РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 30 марта 2022 в 11:00

Риски пиратского ПО и другие приключения айтишников: депутат из Екатеринбурга объяснил, что происходит со сферой высоких технологий

Десятки тысяч IT-специалистов уезжают из России. Страна принимает меры, чтобы сдержать эмиграционные рвения и воспитывать новые кадры. Проблема осложняется зарубежными санкциями, замороженными счетами и сервисами, международной обстановкой. К примеру, как оказывается, страна потеряла не только отечественных, но и зарубежных разработчиков: огромное число украинцев работало на российские компании. О том, что происходит со сферой высоких технологий, ЕАН рассказал руководитель екатеринбургской IT-компании «Рассвет», депутат гордумы Алексей Холодарев.

Проблема коммуникации

Из-за санкций у российских компаний возникли проблемы с оплатой услуг иностранных партнеров. Они не отказываются работать, но вопрос чисто технический: как переводить деньги в условиях, когда валютные расчеты с «недружественными странами» заморожены.
«Я всегда выступал за использование лицензионного софта. Много всего перепробовал, так получилось, что выбрал австралийский для управления проектами, базами знаний и сервис-десков. Там же мы докупаем уже внутри системы допсервисы, даже не знаю, компаниями каких стран те произведены. Мы пользуемся подпиской Microsoft. Вся почта, все календари у нас по подписке.
Сейчас нельзя даже поменять подписку с ежемесячной на годовую. Недавно они хотя бы разрешили оплачивать по счету, а раньше было только картой, и, соответственно, не было возможности платить. И так со многими компаниями. Кто-то вообще ничего не говорит, только: «Всем спасибо, до свидания». Кто-то вообще удаляет аккаунты российских компаний — это вообще катастрофа: люди годами ведь нарабатывали данные.
Да, это можно сохранить, но куда потом денешь? Чтобы с этим как-то потом работать, необходимо затратить сотни тысяч долларов», - описывает суть проблемы Холодарев.
Для обычного пользователя интернет — это набор бесплатных сайтов, у которых порой есть и платные сервисы, но достаточно и того набора услуг, которые предоставляются бесплатно. Но на уровне предприятий возникает необходимость использовать платные ресурсы: более защищенную почту, мессенджеры с дополнительными функциями, сервисы распределения и администрирования задач и множество других. У айтишников к этому добавляются различные сервисы, облегчающие разработку ПО, заменить которые либо долго и дорого, либо и вовсе нечем.
«Мы смогли решить эту проблему — открыли отделение в нейтральной зоне, счета и можем продолжать пользоваться этими сервисами, во всяком случае, пока. Но не всем подходит такое решение», - рассказывает собеседник агентства. Как процесс пойдет дальше — зависит от развития политической ситуации.
«Процесс идет. Те же сервисы "Яндекса" — мы также его используем, предлагаем, размещаем какие-то сервисы. Но не все нам подходит. Мы в постоянном контакте с их техслужбой, постоянно предлагаем что-то, постоянно объясняем, что конкретно нам не подходит, что можно улучшить, поменять. Но сейчас пока так.
Если станет еще хуже — видимо, полностью перейдем на отечественные сервисы. А где-то вместо использования подписки на облачные сервисы перейдем на использование пиратского ПО, к чему нас, собственно, сейчас и подталкивают», - считает Алексей Холодарев.

Пираты погубят Россию

В качестве временного решения российские власти сегодня предлагают заморозить соблюдение лицензионного законодательства относительно ПО из «недружественных стран». Такое решение отчасти позволит сфере продолжить работу в более-менее привычных условиях. Но оно несет с собой как минимум два риска, которые могут подорвать «здоровье» отечественной индустрии.
«К примеру, у нас софт лицензионный, но есть сервер, на котором демосервисы были установлены для того, чтобы клиенты могли их потестировать для себя. И однажды клиенты говорят: не можем посмотреть. Заходим: сервер уже взломан, и там вместо пароля висит фраза про русский военный корабль», - описывает проблему Алексей Холодарев.
Как поясняет эксперт, пиратский софт — это проблема того, что неизвестно кто, как, зачем его взламывал и какие дополнения внес в код. В феврале российские компании столкнулись с массовым взломом своих сайтов. В случае с массовым использованием пиратского софта такое явление может стать постоянным.
Другая проблема — возможные изменения в моделях поведения потребителей.
«Мы только-только привыкли к тому, что нужно платить за подписки: музыка, кино, все прочее, - только привыкли к легальному контенту. Я все время говорил всем: платите за лицензию — самим же будет проще. И тут мы слышим призывы к противоположному. Проблема ведь в чем: если будет разрешено использование пиратского иностранного ПО, перестанут платить и за российское, просто привыкнут к использованию пиратского», - поясняет Алексей Холодарев.

Проблема доверия

Сейчас российские власти сосредоточены на том, чтобы удержать отечественных специалистов. Однако проблема шире. В российской IT-сфере работали и иностранцы.
«Сами мы сайтами не занимаемся, как правило, нанимаем сторонних людей. А это обычно была Украина — украинцы много работали с российскими компаниями. Сегодня это становится опасным. Мы уже столкнулись с этим на одном клиенте, что не можем ни с кем из кандидатов работать, потому что все, кто заявился, — это украинцы. В целях безопасности мы вынуждены отказывать», - поясняет Алексей Холодарев.
Как неоднократно за время беседы отметил Алексей Холодарев, «в IT-сфере нет границ, до этих событий я даже не знал про многих, из какой страны они с нами работают».
И если сейчас небезопасным считается работа только с украинцами, то с ростом антироссийских настроений возникнет вопрос о том, что потенциальный «диверсант» может оказаться любой национальности, включая российскую. Ужесточение рамок работы СМИ, ресурсов распространения информации при этом будет способствовать нарастанию негативных настроений.

Из страны утекают мозги и деньги

Вопрос бегства специалистов, помимо необходимости решать проблему замены кадров, имеет и еще один аспект.
«Дефицит был давно, и те меры поддержки, которые были, надо было еще лет десять назад внедрять. Сейчас 50 тыс. человек уехало - такая цифра называется. Страна вложила деньги в их обучение, дали им возможность заработать. А сейчас они уезжают, к примеру, в Грузию. Там проживание — в среднем 1 тыс. долларов в месяц. То есть это 600 млн долларов в год, которые сейчас потекли в экономику другой страны. Причем это деньги, которые они здесь ведь заработали, то есть они утекают из нашей экономики», - описывает проблему Алексей Холодарев.
Как отметил собеседник агентства, возникшей паникой прекрасно управляют за границей: "На наших глазах возникают целые сервисы, которые помогают им уехать. Это сообщества, это общины, которые зовут. Вплоть до того, что можешь вообще «голым» уехать и там помогут обустроиться и найти работу".

Меры поддержки и перспективы

В целом, по словам Алексея Холодарева, объявленные государством меры поддержки запоздалые, но правильные, которые должны помочь отрасли. Особенно он оценил объявленные налоговые льготы. По его словам, уже одно это позволило поднять зарплаты сотрудникам за счет возникшей экономии. Должны сработать и возможности получения льготных кредитов, льготная ипотека для сотрудников и отсрочка от армии.
«Отсрочка от армии — это плюс, это привлечет в отрасль большое число молодых людей до 27 лет. Хорошая привязка к IT-сфере», - поясняет Алексей Холодарев.
В то же время, по его мнению, есть и неоднозначные решения, эффективность которых пока непонятна.
«Гранты. Нам дают гранты гигантские, до 300 млн рублей. Где-то 50 на 50, на мой взгляд, это сработает. Велика вероятность появления коррупционной составляющей. Поэтому где-то сработает, где-то, наоборот, в минус уйдет, а то и просто будет мешать конкуренции. Но как мера поддержки может и помочь», - считает собеседник агентства.
При этом перспективы в этой сфере для самореализации специалистов сейчас огромные. Даже в части работы на западные компании — они сохранились и даже стали более ощутимыми.
«В IT-сфере нет границ. Да, у крупных компаний из-за новостей возникли проблемы — они подпадают под санкции. А малый бизнес — с чего? Из-за падения рубля и другая сторона проявилась: российские программисты в евро стали стоить в полтора раза дешевле», - поясняет Алексей Холодарев.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября