Блогеры и SMM-специалисты продолжают испытывать трудности из-за ограничений доступа к различным социальным сетям. По данным на 30 марта, Facebook* и Instagram* заблокированы, а организация, которой они принадлежат, Meta**, признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России. TikTok ограничил способность выкладывать ролики для пользователей из РФ. Альтернатив пока не предвидится. Так, "Россграм", который мог бы стать заменой Instagram, был запущен неудачно. ЕАН обсудил с SMM-специалистами будущее российских блогеров.
Как рассказала нам SMM-специалист рекламного агентства Be Brand People Карина Ещерякова, охваты постов и сториз в Instagram* в марте по сравнению с началом февраля снизились в среднем на 20%. Эксперт связывает это с изменением поведения пользователей: им не хочется ради нескольких сториз и публикаций включать сервисы обхода блокировок, заходить в соцсеть, а потом выключать VPN для работы других соцсетей. Блогеры, с которыми нам удалось поговорить, фиксируют другие цифры: у некоторых охваты упали на 30%, у других - на 50%. Однако некоторые связывают падение с другими причинами. Так, по мнению владелицы магазина Nastroenie.Super Анны, это может быть связано с тем, что сама социальная сеть тестирует новые функции. «Подобные результаты были и до [блокировок]», - отмечает Анна. SMM-специалист и блогер Александра Рубцова считает, что пользователи просто забросили соцсеть и поэтому сейчас создатели контента в основном используют ее для «перегона» подписчиков на другие площадки.
Куда ушли подписчики?
Пользователи ситуативно перешли на другие площадки - во "ВКонтакте" и в Telegram. В "ВК", отмечает Карина Ещерякова, есть привычные форматы, рекомендательная лента с видео, как у TikTok, и возможность вспомнить времена «Дуров, верни стену». А Telegram становится площадкой, в которой аудитория может оперативно находить новости. Александра Рубцова отмечает, что ее подписчики в этой соцсети активно взаимодействуют с контентом.
«Отдача аудитории очень сильно чувствуется в Telegram, поскольку туда пришли несколько человек, с которыми мы активно общались в Direct. Они заинтересовались мною как блогером и как человеком в первую очередь, и они поддерживают [меня]. Они участвуют в голосованиях, делятся тем, что у них происходит», - рассказала Рубцова.
Но вместе с тем она напоминает, что Telegram - мессенджер, а не социальная сеть. Лайфстайл-блогерам девушка советует использовать клипы "ВКонтакте", они больше подходят для подобного формата. Ее теорию подтверждает и Карина Ещерякова: истории, клипы и посты там классно продвигаются органически, утверждает эксперт.
Где искать доходы
Реклама продуктов и услуг для многих создателей контента была основным источником дохода. Как отметила блогер Наталья Ренева, с блокировкой Instagram* ее заработок упал на 40%. С переходом на "ВКонтакте" девушке уже стали поступать рекламные предложения, хоть и не в таком количестве, как раньше. Ксения Осипова, интернет-маркетолог рекламного агентства Be Brand People, отмечает, что рекламодатели переходят, помимо "ВКонтакте", также на площадки "Яндекса" и МyTarget. Но наплыв аудитории сказался на стоимости рекламы. Цена тысячи показов рекламного объявления во "ВКонтакте" выросла примерно на 10-15%, оплата за клик в "Яндекс" также возросла на 15%.
Рекламные бюджеты могут перетечь не только во "ВКонтакте", но и и на ТВ, радио и в наружную рекламу, считает директор медийного агентства AMG, член Совета гильдии маркетологов Сергей Балакирев. Также рекламные бюджеты могут перейти и к блогерам, которые начнут использовать свои компетенции для продвижения разных бизнесов, разъясняет Александра Рубцова.
«Я сейчас помогаю другим бизнесам офлайн раскручиваться через "ВКонтакте". Помогаю через создание дизайна, занимаюсь видеомонтажом. Свои знания из блога я переношу на бизнес и к ним привлекаю клиентов», - отметила Рубцова.
Тем не менее стратегии действия у всех блогеров разные. Владелица магазина Nastroenie.Super Анна продолжит заниматься магазином в Instagram*, Наталья Ренева развивает блог во "ВКонтакте". Александра Рубцова ждет новую социальную сеть, которая завлечет всех пользователей. Ксения Осипова призывает рекламодателей пробовать новое: изучать дополнительные рекламные инструменты, заводить страницы в тех соцсетях, которые раньше казались неудобными. «Мы с нашими клиентами экспериментируем, потому что видим в этом потенциал», - подчеркивает Ксения.
* Instagram, Facebook – запрещен на территории РФ по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
** Meta - признана в РФ экстремистской организацией, запрещена.