Совет директоров Банка России в четвертый раз снизил ключевую ставку сразу с 11% до 9,5%. Федеральные СМИ сразу обратили внимание на то, что показатель вернулся ко временам, когда российская экономика не была под мощнейшими санкциями. Однако «магия чисел» не означает возвращения к прежнему благополучному периоду.
В пояснении Центробанка прямо говорится, что снижение ключевой ставки должно оживить экономику. Но опрошенные ЕАН, уральские экономисты Константин Селянин и Эдуард Матвеев сомневаются, что в текущей ситуации это будет выполнимая задача. По мнению экспертов, сниженная ставка поможет лишь отдельным отраслям. Но масштабного эффекта ожидать не стоит.
В частности, независимый финансовый аналитик Константин Селянин отмечает, что при ставке в 9,5% кредиты для бизнеса по-прежнему останутся запредельными.
«Понятно, что Банк России будет и дальше снижать ставку. Другой вопрос, получится ли это сделать? У меня нет убежденности, что дальнейшее снижение ставки приведет к какому-нибудь росту. Потому что на экономических агентов влияют санкции. Мы видим, что импорт в январе-мае рухнул на 89% май к январю. Поэтому здесь речь идет скорее о том, чтобы экономика не падала так быстро», — отметил Селянин.
Уральский финансовый аналитик Эдуард Матвеев в свою очередь отметил нелогичность действий Банка России. Во-первых, как отметил эксперт, если председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сама же прогнозировала всплеск инфляции к 3-4 кварталу 2022 года, то зачем в таком случае снижать ключевую ставку. Во-вторых, в предыдущие кризисы регулятор очень аккуратно проводил политику по регулированию ставки. Например, период когда ставка поднялась с 4% до 9,5%, занял у Банка России два года.
«Я думаю, что эти дальнейшие снижения ставок имеют какую-то популистскую составляющую. Судя по тому, с какой поспешностью это делается, такое ощущение, что им дали приказ. Цель это решения, как я полагаю, — помочь отдельным отраслям, которые должны переходить с иностранных комплектующих на другие. Но дальнейшее снижение ставки – это снижение депозитов. Люди увидят, что вклады не спасают их сбережения от инфляции и будут их снимать. Тем более истекают сроки по депозитам с высокой ставкой. Поэтому я не очень много хорошего вижу. Это попытка помочь конкретным отраслям», — считает Матвеев.
Добавим, что снижению ключевой ставки предшествовало несколько заявлений на федеральном уровне. В начале июня глава Минэкономразвития Максим Решетников высказался за то, чтобы предприятия получили доступ к дешевым кредитам, что производство в стране не встало. А 7 июня президент России Владимир Путин объявил о том, что со второй половины мая 2022 года рост цен в России остановился.