Российская экономика сейчас вступает в непростой период структурных изменений, заявила накануне глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина, подчеркнув, что запасы заканчиваются и нас ждет период структурной трансформации. Уральский финансовый аналитик Эдуард Матвеев в специальной колонке для ЕАН подробно разобрал заявления главы ЦБ и перевел их на доступный для простых граждан язык.
Эдуард Матвеев независимый финансовый эксперт, создатель проекта «Лесная биржа» - детям о финансах просто. Автор книг о финансах для детей «Дима и Совенок», «Лесная биржа», «Атака Воронов».
Знаете, в детстве мне интересно было наблюдать за моряками. Когда капитан отдает красивые, хоть и непонятные обычному человеку команды, а моряки их четко и быстро исполняют. Уже 25 лет я вплотную занимаюсь финансами и, думаю, что Банк России точно так же можно сравнить с большим финансовым кораблем, а главу банка – Эльвиру Набиуллину – с капитаном. Наверное, аналогия действительно удачная, ведь часто то, что говорят финансисты, малопонятно обычным людям. Однажды я даже слышал, как кто-то из экспертов называл язык экономистов «собачьим».
Но, на мой взгляд, если вы просто наблюдаете за кораблем, то, что говорит капитан, вас не очень волнует. Красиво, и ладно. Но если вы плывете на этом корабле, то каждое слово капитана для вас будет важным. Ведь, если что, вы первым попадете в спасательную шлюпку или получите спасательный жилет.
А значит, для любого россиянина, располагающего кое-какими суммами или вообще хоть как-то вовлеченного в финансовую жизнь, слова главы Банка России будут очень важны. Не разобрались, что вчера сказала Эльвира Сахипзадовна? Давайте переведу!
Итак, 18 апреля Набиуллина дала свои комментарии по работе ЦБ, выступая перед Госдумой. Начал капитан с того, что в 2021 году российская экономика восстановилась после ковидного провала, а где-то даже наблюдался небольшой перегрев – такими высокими темпами проходило восстановление. По-видимому, Набиуллина имела в виду прежде всего строительный сектор, где из-за льготной ипотеки в 6% цены начали стремительно расти. При этом было сказано, что Банк России препятствовал своей политикой таким перегревам.
Ну что сказать. Конечно, Росстат действительно отчитывался о росте экономики России в прошлом году, но многие гадали – рост это или отскок после провала? Совсем недавно появившиеся данные показывают, что, скорее всего, это отскок, поскольку уже в феврале, еще до начала спецоперации, рост во многих отраслях закончился. Кроме того, сложно сказать и то, что Банк России препятствовал этим «ценовым пузырям». Однако и не ЦБ их устроил.
Решения по льготной ипотеке принимались правительством и Владимиром Путиным, а потому дешевые деньги мощным потоком лились в экономику, создавая те самые пузыри.
Да, в конце года размер выдаваемых сумм ограничили, но дело уже было сделано: цены на некоторые стройматериалы выросли более чем в 5 раз, рост недвижимости тоже оказался беспрецедентным.
Проблема же была в том, что Банк России и Набиуллина лично держали ключевую ставку на очень низком уровне – 4,25% тогда, когда инфляция практически во всех отраслях была выше, а иностранцы пытались убежать из российских облигаций. И чтобы цены этих самых облигаций не обрушили этот карточный домик, Банк России ссужал крупнейшим банкам деньги на покупки ценных бумаг. Цены с тех пор сильно упали, а банковский сектор жалуется на убытки в сотни миллиардов рублей. Ставки же все равно пришлось повысить.
Далее капитан похвастался грамотным распределением золотовалютных резервов страны, а именно покупкой не только долларов и евро, но и золота и китайских юаней.
Проблема лишь в том, что диверсификация оказалась не очень действенной. Во-первых, обе масштабные покупки китайских юаней приходились на уровни, близкие к историческим максимумам, и уже через год, по подсчетам аналитиков, эти вложения показывали многомиллиардные убытки. В долларах, разумеется. Ведь китайский юань не резервная валюта, которую примут во всем мире. И полностью конвертируемой ее, кстати, тоже назвать нельзя. А учитывая, что Китай – один из крупных экспортеров, сильная валюта ему не нужна.
Ощутимые убытки казне принесли и покупка акций «Аэрофлота» и Сбербанка, купленных на деньги Фонда национального благосостояния, являющегося частью резервов.
Набиуллина напомнила, что в момент кризиса пришлось повысить ключевую ставку до 20%, тем самым ограничив рост инфляции и вернув деньги вкладчиков обратно в банки. Это действительно так: ожидая обвала банков и стремясь успеть купить валюту, население выносило рубли. После того, как проценты по депозитам повысились до 20%, пошел обратный процесс. Скажу лишь, что это стандартный проверенный шаг. Ровно то же, например, было сделано в 2014 году.
Проблема здесь лежит лишь в том, что бизнесу необходим постоянный кредит, но ставка в 20% делает его запретительным.
Банк России попытался снизить ставку. Дело в том, что ключевая ставка почти напрямую привязана к доходностям облигаций федерального займа, выпускаемых Минфином. Однако чтобы эти доходности снизились, Банк России сам или через подконтрольные банки организовал их скупку, из-за чего доходности по ним стали падать до 13 – 15% годовых. На этом фоне ключевая ставка Банка России была снижена до 17%. Насколько это поможет? Вряд ли, ведь сделано это было искусственно. Да это понимает и сама Набиуллина, заявляя, что на фоне рисков роста цен в отдельных отраслях Банк России не будет во что бы то ни стало стремиться понизить процентную ставку. Вернуться к пройденному уровню 4% Банк России надеется к 2024 году.
Откуда возьмется дополнительная инфляция? Из-за санкций. Набиуллина вполне справедливо полагает, что, «съев» все накопленные до этого в стране запасы импортных товаров, россияне встретятся с их дефицитом, и цены пойдут вверх. Об этом говорят специалисты во многих отраслях и сроки называют примерно одинаковые - май-июнь.
Набиуллина рассказала депутатам и о том, как Банк России остановил рост курса доллара. Правда, сделано все было так, что курс не смог расти технически: большинство крупных покупателей было отключено от биржи, населению запретили покупать валюту, крупных экспортеров – наоборот, заставили валюту продавать. А когда много продавцов и нет покупателей, доллар расти никак не может.
Кстати, сама Эльвира Сахипзадовна заявила, что ограничения потихонечку будут снимать, в том числе и обязательную продажу валюты экспортерами могут отменить. И неудивительно, ведь сильный рубль стране–экспортеру не нужен.
Глава Банк России также рассказала о мерах по стабилизации российских бирж. Правда, меры были также запретительными, в результате чего и рынок акций, и облигаций, и валют является в значительной степени искусственным. Объемы торгов там проходят небольшие, а потому хвастаться тут, думаю, особенно нечем. А подписанный президентом недавно указ о закрытии всех программ АДР (американских депозитарных расписок) приведет к тому, что крупные пакеты акций, купленных специально для этих программ, будут продаваться на бирже, где такой объем мало кто сможет купить.
В этом смысле эта хрупкая стабильность может сослужить плохую службу.
Набиуллина также рассказала, как Банк России сохранил банковскую систему. В общем, меры здесь тоже были не вполне рыночными. Банкам предоставили по сути неограниченный кредит, чтобы по требованию клиентов банки смогли выдавать любые суммы. В рублях, конечно, ведь их печатает сам Банк России. Ну и, кроме того, для устойчивости банкам разрешили учитывать в отчетности ценные бумаги не по сегодняшним ценам, а по прошлым, о которых мечтали бы многие.
То есть на бумаге с капиталом банка все в порядке, в реальности же денег нет. Краткосрочно это, наверное, поможет. Но что будет, если ситуация затянется?
Глава Банка России не преминула напомнить о том, что в период кризиса банковскую систему поддержали введенные Система быстрых платежей (СБП) и система платежей «Мир». Напомнила Набиуллина и о введенном российском дублере системы SWIFT – Системы передачи финансовых сообщений Банка России. Правда, судя по статистике, основных торговых партнеров России в этой системе нет. Снова добрым словом вспомнили и цифровой рубль, указав, что тестирование идет уже на уровне банков и открытия цифровых кошельков гражданами.
Какой можно всему этому подвести итог? Плохая новость состоит в том, что стабилизация финансовой системы была сделана абсолютно нерыночными методами, а потому ни текущий курс доллара, ни стоимость акций и облигаций нельзя считать справедливыми. Где-то проблемы решались затыканием дыр свеженапечатанными рублями. Ну и, кроме того, глава Банка России признает, что восстановление экономики будет долгим и непростым.
Хорошая новость состоит в том, что, оставшись на своем посту (наверное, вы помните сообщения, что после начала спецоперации Набиуллина написала заявление об уходе и, по слухам, президент уговаривал ее остаться), Эльвира Сахипзадовна будет препятствовать раскрутке инфляции.
Ну то есть она не даст без реальных доходов бюджета просто печатать деньги на раздачу различных выплат. Думаю, многие помнят гиперинфляцию 90-х годов, и мало кому хочется туда вернуться.
Правда, не забывайте, что Банк России – это лишь корабль, у которого есть множество систем стабилизации и выравнивания, но природные явления все же главнее. Можно привести и более бытовой пример: мама в семье может быть финансово грамотной, правильно распределять доходы с расходами, создавать сбережения. Но если отец – пьющий, а дети – избалованы, ей придется непросто.
Эдуард Матвеев специально для ЕАН.