Академик Валерий Чарушин, на протяжении 14 лет возглавлявший Уральское отделение РАН, покинул руководящее кресло. В ходе реформы Академии в 2014 году был принят новый устав РАН, согласно которому председатель не может занимать свою должность более двух сроков. Таким образом, Чарушин стал своего рода долгожителем. Корреспондент ЕАН встретился с академиком, который рассказал о своей работе в эти годы.
- Вы еще год назад объявили о предстоящем уходе. Не жалели? Коллеги, родственники отговаривали?
- Нет, не жалею, так как довольно долго занимал это место. Хотя есть примеры и более длительного пребывания на академическом посту, к примеру, академик Юрий Сергеевич Осипов более 20 лет руководил Российской академией наук. Да и не зависело уже от меня это. По новому уставу с 2014 года сначала было избрание на 3 года, потом на стандартные 5 лет. Два срока истекли.
Вообще Уральское отделение АН ведет свою историю с 1932 года. Наша химическая школа на Урале началась с лаборатории Постовского в тот же год. Считаю, что мне повезло в жизни: я ученик, аспирант академиков Исаака Яковлевича Постовского и Олега Николаевича Чупахина.
В 1997 году Чупахин пригласил меня принять участие в выборах в РАН. Благодаря его поддержке я в возрасте 46 лет стал членом-корреспондентом и вот уже 25 лет состою в Академии наук. В 1998 году академик Валерий Александрович Черешнев пригласил меня работать в качестве заместителя председателя УрО РАН, а в 2008 году, после его избрания в Государственную думу, я был избран председателем УрО РАН. Это краткое изложение истории.
- Что вы считаете главным из того, что удалось сделать в качестве председателя Уральского отделения Академии наук?
- Если говорить о последнем периоде, то прежде всего мы сформулировали и приняли комплексный план развития УрО РАН. Теперь он существует как документ, он опубликован.
В комплексном плане развития отражены основные приоритеты развития УрО РАН – цифровые технологии, новые технологии и материалы, «зеленые» технологии и безопасность, здоровье человека, вопросы Арктики, социогуманитарные технологии. Мы ежегодно отчитываемся в Москве о работе отделения и выполнении этого плана.
Хотел бы отметить еще один важный документ – в начале года подписано соглашение о сотрудничестве между Академией и правительством Свердловской области. О работе Уральского отделения красноречиво говорит тот факт, что только за последние пять лет уральские ученые получили пять наград государственного уровня: четыре правительственные премии и одну Государственную премию.
- Чем намерены заняться теперь?
- Возвращаюсь в науку. Я всегда старался от нее не отрываться, но административные обязанности все равно отвлекали. Многие годы являюсь профессором Уральского федерального университета, по-прежнему остаюсь главным научным сотрудником Института органического синтеза им. И.Я. Постовского УрО РАН, заведующим лабораторией гетероциклических соединений. В последние годы уже не преподаю, но с аспирантами работаю.
Есть некоторые достижения, гранты. Идет работа над созданием новых медпрепаратов, есть заказы от предприятий. В условиях политической нестабильности российскую науку в полной мере пока не изолируют, хотя некоторые виды сотрудничества по международным грантам прекратили свое существование. Мы по-прежнему имеем возможность публиковаться в ведущих мировых научных журналах, а также знакомиться с последними достижениями коллег из-за рубежа. Есть, конечно, риск лишиться доступа к научной информации – это был бы серьезный удар по российской науке. Развиваться в изоляции трудно, это хорошо известный фактор научного развития.
- Смена президента РАН в этом году проходила в условиях, скажем так, напряженных. Говорили о некоем административном давлении. Как бы Вы оценили настроения в академической среде сегодня?
- В соответствии с уставом РАН, кандидатуры всех претендентов проходят фильтрацию в правительстве РФ, которое имеет право на свою точку зрения, причем оно не обязано объяснять свое решение. Учитывается все: возраст, активность, мнение академического сообщества, его тематических и региональных отделений, позиции законодательных и исполнительных органов власти, высказывания по ключевым вопросам. Действующий на тот момент глава Академии наук Александр Сергеев принял решение снять свою кандидатуру с выборов за день до голосования.
Должен отметить, что исторически, еще с дореволюционных времен, эта должность всегда приравнивалась к министерской. При царях президентов Академии наук вообще назначали, лишь при советской власти начали избирать. Президент АН по сути является членом правительства, как раньше говорили, министром без портфеля.
Это должность, при которой человек вхож в Кремль, может общаться с первыми лицами. До недавнего времени президенты Академии наук по праздникам стояли на трибуне мавзолея рядом с руководителями страны. За всю почти 300-летнюю историю существования Академии 23-м по счету президентом РАН стал академик Геннадий Красников, которого сейчас избрали на эту должность.
- Расскажите о новом председателе УрО РАН, который пришел на ваше место.
- Случай в нашей практике редчайший, можно сказать, уникальный, когда отделение возглавил гуманитарий. Не секрет, что в Уральском отделении Академии доминируют институты материаловедческого направления, которые занимаются созданием новых материалов и технологий.
Новым руководителем УрО РАН избран академик Виктор Николаевич Руденко. Причем это произошло почти в день его рождения: голосовали за него 22 сентября, а 25 сентября Виктору Николаевичу исполнилось 64 года. Он утвержден президиумом РАН на ближайшие 5 лет.
В.Н. Руденко - выпускник философского факультета УрГУ и факультета правоведения УрГЮУ. Впоследствии защитил докторскую диссертацию по юриспруденции, ученый-правовед, доктор юридических и кандидат философских наук.
С 2017 года он стал моим заместителем в УрО РАН, мы пять лет работали вместе, и я в значительной мере опирался на поддержку Виктора Николаевича. Он является крайне ответственным руководителем, у него хорошие деловые качества, большой опыт работы. С 2010 года он состоит в президентском совете по противодействию коррупции. А то, что он гуманитарий, на работе может сказаться только положительно, юридические ошибки исключены. Кроме того, принятие решений в УрО РАН по ключевым вопросам проходит коллегиально, включая стадию обсуждения на объединенных советах. После этого решение передается в президиум УрО РАН, где 35 ведущих специалистов по самым разным направлениям науки. Лишь потом документы попадают на подпись председателю УрО РАН.