В УрГЭУ для студентов всех вузов Екатеринбурга прошла презентация краткого курса по теории гибридных войн. Он разработан петербургским Российским государственным социальным университетом. На Урале его презентовал главный автор, первый проректор РГСУ Джомарт Алиев.
Джомарт Алиев (www.mosopora.ru)
«Это серьезная, выверенная, сформулированная, фундаментально подготовленная концепция того, как организовывать противостояние в XXI веке», - охарактеризовал Джомарт Алиев свой курс.
Корреспондент ЕАН послушал вводную лекцию вместе со студентами и подготовил конспект. Для заинтересовавшихся выкладываем с разрешения автора также полную слайд-презентацию, ее можно скачать здесь.
Гибридная война - это борьба за души на уничтожение
Согласно определению, используемому в курсе РГПСУ, гибридная война - это некое активное столкновение, в котором в качестве обязательного элемента присутствует либо применение горячей фазы, либо угроза ее применения.
«Если ведется активный контакт, направленный на отстаивание собственных интересов, но без хотя бы угрозы горячей фазы, это не гибридная война. Она может быть информационной, продовольственной, экономической, финансовой, идеологической, какой-то другой. Но не гибридной», - поясняется в презентации.
Иными словами, гибридная война — это постоянная угроза в ответ на действие в одной сфере применить ответ в другой сфере. К примеру, в случае применения силы — заморозить золотой запас страны.
Основная предпосылка гибридной войны - нежелание населения воевать. Такой вывод сделали авторы курса по итогам своих исследований.
«Главная предпосылка — аппетит к крови. Если он высок — никакой гибридной войны (далее – ГВ) не будет, будет обыкновенная конвенционная война
Конвеционная война Сражение армий, ведущееся в рамках международного права (букв: «война, ведущаяся в соответствии с конвенциями»)
. ГВ также невозможна между слабыми и сильными», - поясняет Джомарт Алиев.Первенство в теории и практике ГВ, как считается, на сегодняшний день у США. В России теория гибридной войны разработана хуже. Среди российских теоретиков самыми яркими считаются белоэмигрант Евгений Месснер и глава Генштаба РФ Валерий Герасимов.
Евгений Месснер (www.ria1914.info)
«Евгений Эдуардович Месснер. Это такой крайне противоречивый человек: служил начальником штаба Корниловской дивизии Русской армии барона Врангеля. Он выдержал больше тысячи дней тяжелых сражений, был 7 раз ранен и контужен, получил 12 боевых наград, отказался украинизироваться в Одессе, эмигрировал в Белград, а затем в Аргентину. Был убежденным антикоммунистом и симпатизировал нацистам, но при всем этом он был классным военным теоретиком. В 1960 году полковник Месснер издал в Буэнос-Айресе книгу под названием «Мятеж — имя третьей всемирной», - рассказывает Джомарт Алиев.
Из книги Е. Месснера «Мятеж — имя третьей всемирной»: «В прежних войнах важным почиталось завоевание территории. Впредь важнейшим будет почитаться завоевание душ во враждующем государстве. Воевать будут не на двухмерной поверхности, как встарь, не в трехмерном пространстве, как было во времена нарождения военной авиации, а в четырехмерном, где психика воюющих народов является четвертым измерением... Воевание повстанцами, диверсантами, террористами, саботажниками, пропагандистами примет в будущем огромные размеры».
Джомарт Алиев отмечает, что целостной теории ГВ в России нет
Доктрина Герасимова В 2013 году начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов на заседании Академии наук представил доклад о гибридных войнах. Герасимов дал понятие «нелинейной войны», акцентируя внимание на основном свойстве подобных конфликтов: вместо линейного ответа силой на силу — нелинейный ответ экономическими средствами на военную операцию, а на экономическое давление — промышленным саботажем.
, во всяком случае, в публичном поле. Есть лишь публикации по отдельным ее аспектам. «Мы предприняли попытку комплексного взгляда на проблему с охватом всех существующих аспектов для заполнения этой лакуны», - поясняет он.Спецоперация — продолжение гражданской войны в США, где рабство официально отменили лишь в 2013 году
В качестве примера гибридной войны Джомарт Алиев использовал гражданскую войну в США XIX века. Он отметил, что это не самый первый случай - история ГВ, согласно курсу, насчитывает тысячи лет - и не самый крупный, но интересный тем, что имеет параллели с сегодняшним днем.
«В школе нам всем рассказывали, что главный демократический лагерь в мире под названием США родился в муках Гражданской войны, где «хорошие» победили «плохих», и он до сих пор несет свет демократии. Эта история — как раз пример тематики нашей встречи, у нас есть определенные основания утверждать, что США вообще как страна — результат гибридной войны», - утверждает Джомарт Алиев.
Согласно школьному курсу, Гражданская война в США шла с 1861 по 1865 год. Двадцать северных и 4 южных штата воевали с 11 южными штатами, которые решили выйти из состава единого государства. Одним из поводов стала борьба против рабства.
«Считается, что Север победил Юг, но основной акцент делается на том, что «индустриальный Север людей» победил «колониальный Юг рабовладельцев». На самом деле все было не совсем так. Не индустриалы против аграриев и уж тем более не свободные люди против рабовладельцев. В реальности это была победа протекционистской экономики над глобальной», - заявляет Джомарт Алиев.
Боевые действия в основном велись на территории северных штатов. Однако войну проиграли в итоге южане. По версии авторов курса, «оружием победы» стал доллар, который был специально создан «северянами.
«До войны доллар вообще как валюта не существовал. Его просто не было. Был лоскутной набор платежных инструментов, часть из которых так называлась. Платили золотом, слитками серебра, банковскими нотами, обязательствами и даже частными расписками, и примерно в половине случаев это называлось долларами, но как валюты ни доллара, ни его курса не было. Именно Линкольн создал и привел в действие тот самый «секретный ингредиент» этого «супа», который и стал залогом победы северян в войне. Один этот компонент», - поясняет Джомарт Алиев.
«Ландшафт» мировой экономики тогда держался на обороте фунте стерлинга — валюте Великобритании.
«И это всех устраивало. Особенно южан. У них была реализована глобальная экономическая модель: у нас табак, хлопок, мы их продаем за фунты, потом за эти фунты покупаем, что угодно, в том числе и машины, и агрегаты у «индустриальных гномов — северян». Понятно, что вы этого не застали. Но если поменять табак и хлопок на нефть и газ, а фунты стерлинги на доллар — точно так же мы разрушали свою экономику и всю нашу страну в 90-е», - считает Джомарт Алиев.
В результате Конгресс США, из которого вышли южные штаты, напечатал 60 млн долларов (по оценке эксперта, это эквивалент 7 трлн сегодня) и объявил, что вся торговля американскими товарами внутри и вовне будет вестись только на них.
«И вот северяне, напечатав за ночь немыслимое количество денег, заявили: с сегодняшнего дня мы все свое торгуем только за доллар. Начали они, конечно, с региональных рынков, а там и Европа подтянулась. Сначала испанцы, потом португальцы и, конечно же, французы. Концепция глобальной фунтовой торговли пошла на спад. А вместе с нею умерла и экономика южан. На этом война закончилась и родились те самые Соединенные Штаты Америки. Через четверть века Америка стала первой экономикой мира. Это была чистая победа гибридной войны», - отмечает Джомарт Алиев.
Иными словами, эксперт утверждает, что, пока торговля США использовала фунты, преимущество было у Штатов, ориентированных на экспорт ресурсов. Как только они перешли на собственную валюту, курс которой в отличие от фунтов стерлинга можно было адаптировать под свои задачи, — преимущество перешло к индустриальным штатам.
Здесь напрашивается несколько параллелей. Это переход на оплату газа в международной торговле на рубли и то, что все лето российские власти говорят о переходе к экономике протекционизма в отношении собственных производств. Это и госзаказ на инновационные производства, преференции компаниям высокотехнологичного сектора и ряд других инициатив.
Что касается идеологических предпосылок, 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство, окончательно была ратифицирована всеми штатами лишь в 2013 году, напоминает Джомарт Алиев.
Основные тезисы презентации краткого курса по теории гибридных войн:
- ГВ исключительно вариативна. Задача специалистов — свести все возможные варианты к конечному и понятному набору;
- к проигрышу ведут нерешительность, несвоевременность, неоправданность, недостаточность и неосмотрительность делаемых ходов. «Смысл в том, что, в отличие от конвекционной войны, гибридная война многослойна и отсутствие внимания, отсутствие активности или недоработка в любом из этих слоев приведет к тому, что атака окажется безрезультатной», - разъясняет Джомарт Алиев;
- целью ГВ является уничтожение. В отличие от всех других войн, захват территорий или сегментов рынка не рассматривается в качестве цели;
- важнейшим полем ГВ является психология и общественное мнение. При этом «погружение в психологию ГВ - не гарантия победы; но отказ от этого - гарантия поражения».
Особенности гибридной войны:
- театр военных действий отсутствует, а зоны контакта потенциально есть везде, и они дрейфуют;
- инструментарий ГВ преимущественно статичен, а каналы/механизмы - легко тиражируемы; - контент ГВ исключительно динамичен, легко изменяется, способен взлетать и замирать;
- многослойность ГВ препятствует объективной оценке оборонительных потенциалов;
- ГВ по своим проявлениям хаотична, фрагментарна и лишена видимой стройности и логики;
- качественные разведданные для ГВ крайне трудно собирать и очень сложно оценивать.;
- поскольку ГВ по своим проявлениям глубоко языческий феномен, в его рассмотрении сильно помогают введенные ранее режимы «старосты» и «вождя».
-В ГВ чисто реквизитная
Реквизитная модель управления - понятие из теории менеджмента, описывает компании, в которых действует строгая иерархия, в основе которой лежит принцип: компетенция руководителя всегда выше компетенции подчиненного.
модель управления неэффективна; необходима глубокая интеграция с рядом бирюзовых компаний* (Бирюзовые компании - понятие из теории менеджмента, описывающее компании, в которой сотрудники и подразделения наделены широкими полномочиями для принятия независимых решений).- повстанцами в ГВ выступают все проводники концепций агрессора. «В курсе выделены 4 категории: баламуты, идейные повстанцы, пассионарии и те, кто так поступает за деньги»;
- для противодействия повстанцам необходимо работать со сторонниками. Среди методов: тезис «кто не с нами — тот против нас», развитие волонтерства и добровольчества, награждения и социальные лифты для наиболее ярких сторонников;
- давление на капитал как важный традиционный элемент ГВ;
- в части боевых действий: террористические атаки, хакерские атаки, провоцирование катастроф, принесение сакральных жертв.
В отличие от традиционной войны, основная задача всех этих действий - симоволическая, демонстрация слабости систем управления противника. «В принципе, мы все это сегодня и наблюдаем», - отметил Алиев;
- в части экономики средствами ГВ являются различные дефициты, безработицы всех видов, цены, в основном потребительские, логистические схемы и цепочки поставок, а также любые помехи развитию;
- в финансовом секторе наибольшие риски связаны с кредитами населения и предприятий, поскольку атака по этим направлениям может подорвать доверие ко всей финансовой системе;
- важным является имиджевая составляющая стран-участниц. При этом негативные явления гиперболизируются, а позитивные - обесцениватся;
- средствами влияния становятся яркие иррациональные тезисы, вбрасываемые в общество. Все, что порождает хайп и «движуху».
Для «повстанцев» основные мотивировки участия в процессе:
- накопившиеся противоречия социально значимых групп;
- реализация потребности во внимании;
- тщеславия и возможность проявить себя;
- возможность заработать или обойти конкурентов в своей сфере;
- месть («Самая мутная и непонятная мотивация, которой руководствуется до 15% акторов»).