Коллективное доминирование на рынке стало основанием для ФАС возбудить дело в отношении АО «ВМЗ», ООО «Евраз ТК» и АО «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат». Компаниям грозят штрафы на сумму 15% от годовой выручки от реализации колес для железнодорожных вагонов за 2022 год.
Однако специалисты по конкуренции указывают на неоднозначность обвинений, построенных на термине «коллективное доминирование». Завкафедрой конкурентного права РАНХиГС, член экспертного совета по энергетике Госдумы Андрей Тенишев рассказал ЕАН, что по аналогичной схеме ФАС возбуждала дела в отношении металлургов и операторов связи. По его словам, как институт конкурентного права, коллективное доминирование подвергалось обоснованной критике. Этот термин, как указал Тенишев, позволяет наказывать компании без вины.
«Возможно, поэтому ФАС использует его нечасто и для особых случаев. Это — антимонопольные дела в отношении крупнейших нефтяных компаний в 2008 году, серия дел в отношении операторов связи, дела в отношении НЛМК, «Северстали» и ММК в 2021 году.
Последствия для компаний, как правило, очень серьезные. Так, в деле о коллективном доминировании металлургических компаний совокупный административный штраф исчисляется десятками миллиардов рублей», — сказал Андрей Тенишев.
По его словам, по отдельности участники коллективного доминирования влиять на рынок не могут. Каждый виновен лишь в том, что цены у него росли примерно так же, как у конкурента.
«Если компания доминирует на товарном рынке, то она должна соблюдать определенные законом о защите конкуренции ограничения. Если компания доминантом на рынке не является, то такой обязанности у нее нет. Что тогда делать участникам олигопольных рынков, чтобы избежать обвинения? Они попадают в антимонопольную ловушку. Обмениваться информацией, следить за ценами конкурентов и их долями на товарном рынке? Тогда есть риск быть обвиненным в картеле. Если нет, то можно ответить за злоупотребление коллективным доминирующим положением», — отметил Тенишев.
Добавим, что в 2019 году ФАС признавала АО «Выксунский металлургический завод» (входит в состав «Объединенной металлургической компании», ОМК) виновным в завышении цен на цельнокатаные колеса. За 2019 год продукция предприятия подорожала сразу на 40%. Отметим, что рынок железнодорожных колес отличается высокими барьерами: возможности импорта зарубежной продукции крайне ограничены, а возможности входа новых субъектов ограничены мощностями действующих заводов, потенциально позволяющими удовлетворить весь долгосрочный спрос на колеса в России.