Эвакуированные жители Херсонской области жалуются на бюрократию при оформлении различных пособий и покупке жилья. Тем не менее большинству из них, хоть и не быстро, но удается получить поддержку государства. Об этом ЕАН рассказала Юлия Колбунцова, которая вынужденно эвакуировалась осенью прошлого года и несколько дней назад въехала в собственный дом в Краснодарском крае.
Историю Юлии мы уже излагали: она - уроженка Каменска-Уральского, на Украине прожила 26 лет, вдова с тремя сыновьями, 8, 13 и 16 лет. В первом интервью женщина рассказала ЕАН о том, как семья жила во время спецоперации в поселке Белозерка под Херсоном, на правом берегу Днепра. В конце октября, когда военные действия в регионе обострились, их эвакуировали в Витязево под Анапой. После этого Юлия рассказала нам о своем проживании в отеле и получении единовременной помощи в размере 100 тыс. рублей на каждого члена семьи. В сегодняшнем материале рассказываем, как после этого складывалась жизнь семьи.
- Юлия, как вы жили эти девять месяцев после переселения в Витязево?
- Все это время мы жили в отелях, нам предоставлялось питание. Когда начался туристический сезон, нас переселили из одной гостиницы в другую, потом - в третью. За это время мы получили российское гражданство, оформили паспорта.
Нам предоставили все выплаты, которые получают россияне. Я оформила пособия на детей, пенсию по утрате кормильца (мой муж погиб на стройке несколько лет назад, еще до спецоперации). Мне начислили материнский капитал на младшего ребенка – 546 тыс. рублей. Его я не расходую, так как купить дом мы смогли на средства жилищного сертификата. На покупку жилья нам выделили около 6,4 млн рублей. Это максимальная сумма на семью из четырех и более человек.
- Насколько сложно было его оформить?
- Мы предоставили все запрошенные документы, месяца три назад получили сертификат, затем достаточно быстро выбрали дом и ждали оформления его в собственность.
В России сильная бюрократия. Мы решили купить частный дом в селе Цибанобалка, в 6 км от Анапы. Подали необходимые документы, потом ждали получения одобрения от властей Краснодарского края, затем нужно было «одобрение на одобрение» из Москвы. В общем, процесс не быстрый.
Сейчас ждем, когда нам оформят прописку. Документы должны были быть готовы до 10 августа, но сегодня сказали, что еще не сделаны. А мне надо детей оформлять в школу. Приходится ждать.
- Я слышала, что жилищные сертификаты дают не всем переселенцам. Это так?
- Да, они положены только тем, кто въехал в РФ из Херсонской области, но исключительно с правого берега Днепра, а также из Запорожской области. У меня есть знакомые из Геническа (это левый берег Днепра), им ничего не выдают – наверное, потому, что там нет таких активных военных действий, как на правом берегу.
Людям из Донецка и Луганска тоже жилье не предоставляют. Поэтому, когда мы жили в отеле, бывало, слышали от них возмущение: «Почему вам дают, а нам нет?». Но такие законы.
Еще многие не могут получить сертификат потому, что у них есть ошибки в документах или каких-то бумаг не хватает. Например, у моего друга допущена ошибка в паспорте. Теперь ему нужно ехать в Крым, чтобы ее исправить.
- Почему вы решили остаться в Краснодарском крае и выбрали при этом не квартиру, а свой дом?
- Здесь нам очень подходит климат. Я теплолюбивая, назад на Урал, где зимой очень холодно, не хочу. Я привыкла, что в Херсонской области был климат, похожий на тот, который в Краснодарском крае. Поэтому нам комфортно.
Что касается дома, то я и раньше жила в частном доме. Мне нравится, что можно завести свое хозяйство, что-то выращивать. Конечно, дом, который мы купили, требует определенного ремонта, много работы предстоит и в огороде, но постепенно мы справимся. А вообще в Краснодарском крае остаются достаточно много переселенцев из Херсонской области.
Фото предоставлено Юлией Колбунцовой
- Это курортный регион, как там обстоят дела с работой?
- С работой проблем нет. Из моего окружения многие мужчины работают на стройках, на ремонте кровли. Женщины устраиваются в магазины продавцами. Я сама продавец, смотрю вакансии: сотрудники требуются чуть ли не в каждый магазин. Мне кажется, что сейчас здесь процентов 50 продавцов – из Херсонской области. Еще одна знакомая устроилась в детский сад – у нее есть педагогическое образование. Так что работы всем хватает.
- Как в целом вам жить в Краснодарском крае?
- Все хорошо, но, конечно, цены здесь намного выше, чем те, которые когда-то были в Херсонской области. Если на коммуналку они приемлемые, то на продукты – просто бешеные. Но ничего, справимся, к тому же теперь у нас есть огород.
- Не планируете вернуться обратно, когда закончится СВО?
- Нет. У меня тут даже в МФЦ спросили: «Вам нужна временная прописка или постоянная?», ответила, что постоянная. Во-первых, я не уверена, что мой дом в Белозерке еще цел. Во-вторых, здесь у нас уже есть свой дом, нам тут нравится, а с временными трудностями справимся.