РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 13:15
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Важнее, чем "кошечки и собачки": в России разрабатывают схему помощи онкобольным сотрудникам

© Пресс-служба Фонда семьи Тиньковых
За последний год выражение «дефицит кадров» стало топовым. Из информационной повестки проблемы рынка труда не уходят уже несколько месяцев. Человек становится самым важным и дорогим ресурсом. Работодатели придумывают все новые «плюшки» для заманивания сотрудников, а аналитики советуют присматриваться к людям с инвалидностью, мамочкам в декрете и зекам. На этом фоне становится очевидным, что здоровье человека – это уже не его личная забота. Теперь благополучие сотрудника должно быть в интересах работодателя, если он хочет построить надежный бизнес. В связи с этим общественники и представители благотворительных фондов призывают работодателей подключиться к борьбе с онкологией и разработать алгоритмы поддержки сотрудников компаний, заболевших раком.

Статистика

Онкология сейчас представляет одну из ключевых проблем, требующих внимания со стороны общественности, коммерческие компании – не исключение. Директор по коммуникациям Фонда семьи Тиньковых Мария Иванникова отмечает, что на сегодняшний день примерно 4% населения России состоит на учете в онкологических диспансерах, не беря во внимание тех, кто уже был снят с учета после лечения.
«Хотя этот процент кажется небольшим, на деле это значительное количество сотрудников в компаниях. В фирме, где работает 1 тыс. человек, этот процент может превратиться в 40 человек. Если же рассмотреть компанию с 60 тыс. работников, то количество заболевших возрастает до почти двух с половиной тысяч пациентов.
Учитывая, что за каждым заболевшим стоит минимум пять человек, прямо участвующих в процессе лечения – это могут быть родственники, друзья или коллеги, общее количество людей в России, косвенно затронутых проблемой, достигает как минимум 20 млн.
Это вынуждает общество и специалистов обращать внимание на рост числа онкологических заболеваний и необходимость улучшения диагностики и повышения осведомленности как среди населения, так и в профессиональных кругах», - заявила Иванникова в ходе встречи представителей благотворительных фондов и бизнеса в Москве, на которой обсуждался принцип работы DEI (Diversity, equity, inclusion - многообразия, равенства и инклюзивности).
Фонд семьи Тиньковых провел исследование об отношении в коммерческих компаниях к онкобольным сотрудникам. Результаты опроса показали, что 79% респондентов сталкивались с онкологией среди близких, друзей и знакомых, в том числе 43% отметили случаи заболевания среди коллег по работе. Такие данные указывают на высокую актуальность проблемы и необходимость разработки систем поддержки для заболевших сотрудников. 98% опрошенных сотрудников считают, что работодатели должны оказывать поддержку онкобольным.
Среди способов поддержки респонденты выбрали:
  • предоставить гибкие условия труда (изменить график, снизить нагрузку) – 67%;
  • сохранить рабочее место – 55%;
  • предложить подходящее рабочее место внутри компании на время лечения или при возвращении – 51%;
  • предложить материальную помощь – 44%;
  • предоставить помощь с оплатой медицинских обследований, покупкой лекарств – 39%.
Руководитель проектов Фонда борьбы с лейкемией Людмила Писаренко подчеркнула, что борьба с онкологией в России – совместная работа НКО, государства и бизнеса. При этом общественники должны сконцентрироваться на изучении потребностей людей с раком, стигматизации темы онкологии и инвалидности. Задачи государства – выявлять случаи заболевания, составлять маршрутизацию пациентов, делать диагностику и лечение доступным, а также вести статистику. Бизнес же должен учитывать потребности сотрудников, больных раком, создавать программы поддержки таких работников.
Согласно исследованию, 60% респондентов сталкиваются с проблемами на работе из-за своего диагноза.
  • 38% признались, что перед ними возникла проблема сохранения работы;
  • 17% столкнулись со сложностями при поиске работы из-за онкологии;
  • 15% заявили о проблеме сохранения зарплаты;
  • 13% испытывали трудности в общении с коллегами из-за диагноза;
  • 11% указали на проблемы во взаимодействиями с руководством.
Писаренко подчеркнула, что человеку с онкологией жизненно необходимо чувствовать себя нужным и полезным. Поэтому пациентам важно сохранить работу.
«В работе с пациентами мы выявили основные потребности: дополнительное время для лечения, доступ к надежной информации, финансовая поддержка, возможность заниматься полезной деятельностью и психологическая помощь. Важно развивать культуру поддержки и открытого диалога, чтобы никто не оставался один в борьбе с заболеванием.
Важно стремиться к созданию прозрачных систем поддержки, в которых каждый сотрудник, столкнувшийся с онкологическим заболеванием, мог бы рассчитывать на помощь и понимание как со стороны работодателя, так и коллег. Работа благотворительных фондов и взаимодействие с бизнесом и государством могут существенно улучшить качество жизни пациентов и их близких, создавая условия для их поддержки и интеграции в общество», - заявила Писаренко.

Примеры и кейсы

Пока представители фондов и общественники обсуждают необходимость поддержки онкобольных со стороны работодателя, многие пациенты сталкиваются с негативными последствиями болезни. Нередко в компаниях начинается травля таких сотрудников, которая нередко заканчивается увольнением.
Представители Фонда борьбы с лейкемией собрали яркие примеры трудностей, с которыми столкнулись их пациенты на работе:
  • «Из-за плохого состояния здоровья было трудно работать физически»;
  • «Лечение очень затянулось. В руководстве намекнули, что нужен человек, который выполнял бы работу, а не сидел на больничных»;
  • «Проблемы с рабочим графиком из-за непредсказуемости течения болезни, любой клиент вызывает риск заболеть из-за ослабленного иммунитета»;
  • «Частые больничные провоцируют риск заболеть из-за ослабленного иммунитета»;
  • «Работодатель вынудил коллегу с диагнозом "рак лимфатической системы" из-за длительного больничного уволиться, коллега осталась без работы».
Основатель компании «Онкострахование» Сергей Катаргин отмечает, что сотрудники, столкнувшиеся с онкологией, оказываются перед множеством вопросов и страхов. Компании же сталкиваются с необходимостью найти баланс между желанием помочь и реальными возможностями поддержки.
«На основе моего опыта можно выделить три типичных подхода компаний к решению этой проблемы. Позитивный пример: компания вложилась в лечение сотрудника, обеспечив доступ к лучшим врачам и процедурам, и даже после трагического исхода разработала систему поддержки для всех сотрудников, включая финансирование лечения и сопутствующих расходов. Спорный случай: помощь оказывается только ключевым сотрудникам, что вызывает вопросы о равенстве и справедливости внутри компании. Негативный пример: полное отсутствие поддержки со стороны руководства, что приводит к негативным последствиям для имиджа компании», - говорит Сергей Катаргин.
По его словам, эти примеры подчеркивают необходимость разработки системных решений для поддержки сотрудников, столкнувшихся с онкологией. Эксперт уверен: важно не только предоставлять финансовую помощь, но и обеспечивать доступ к качественной информации, поддерживать морально и создавать условия для профилактики и ранней диагностики заболеваний.

Барьеры

Несмотря на то, что многие компании готовы помогать сотрудникам с раком, работодатели говорят об отсутствии понимания алгоритмов оказания поддержки. С такой проблемой столкнулись 29% компаний, отмечают представители Фонда борьбы с лейкемией.
14% работодателей признались, что вообще не знали, как реагировать на новость сотрудника об онкологии, чувствовали себя неуверенно и некомфортно.
6% HR-специалистов и владельцев компаний заявили, что узнали о раке коллеги случайно и были в растерянности, как начать разговор с заболевшим. 13% респондентов боялись, что при оказании помощи одному сотруднику на компанию посыплются просьбы других по различным жизненным вопросам. 13% работодателей хотели оказать финансовую помощь, но в компании не было отдельного бюджета под такие случаи.
В ходе встречи общественники, представители фондов и бизнеса составили список барьеров, которые мешают внедрить в компании алгоритмы оказания помощь онкобольным. Туда вошли:
  • бюджет (как просчитать сумму, сколько средств выделить и где их взять);
  • страхи, суеверия, которые связаны с диагнозом «онкология»;
  • отсутствие экспертизы (с чего начать работу);
  • низкая вовлеченность сотрудников в тему онкологии;
  • отсутствие превентивных мероприятий, акций о раке;
  • нежелание помогать взрослым самостоятельным сотрудникам: стереотип, что помощь требуется только детям, «кошечкам, собачкам»;
  • дефицит кадров, отсутствие ответственного за реализацию программы помощи онкобольным.

Выход

Общественники, представители благотворительных фондов и HR-специалисты в ходе встречи пришли к однозначному выводу, что компании сами должны быть заинтересованы в разработке схемы оказания помощи онкобольным сотрудникам. При реализации алгоритмов они оказываются в выигрышном положении, особенно сегодня, в условиях жесткого дефицита кадров, когда в центре оказывается главный ресурс – человек.
«Человекоцентричность – это подход в управлении компанией через создание среды, в которой опыт сотрудника является главный драйвером лидерства. Это сегодня главный драйвер в выработке сильного бизнеса. В развитии сотрудника здоровье и онкосопровождение – это базовый и фундаментальный слой», - отметила HR-специалист Юлия Зайцева.
При этом она отметила, что разработать универсальный алгоритм для всех коммерческих компаний невозможно. Схема оказания помощи будет отличаться на больших и маленьких предприятиях.
«Мы рекомендуем работать над системой с опорой на историю каждого сотрудника. Нужно видеть не среднестатистических мужчину или женщину, а огромное количество разных людей», - подчеркнула эксперт.
В «Онкостраховании» разработали краткую методичку, как компания может помочь заболевшему сотруднику. Если у человека нет ДМС, есть несколько способов оказания поддержки.
Для начала нужно понять, сможет ли компания выделить деньги на помощь сотруднику и в каком размере.
Если компания готова и не ограничена в бюджете, есть несколько вариантов оплатить лечение, которое может достигать 10 млн рублей:
  • через договор ДМС;
  • через медицинскую компанию;
  • через клинику;
  • на руки сотруднику.
Если работодатель готов потратить деньги, но немного - до 500 тыс. рублей, самый простой и лучший вариант — это выплатить доступную сумму сразу в качестве материальной помощи. Да, ее может не хватить на лечение, но сотрудник найдет ей достойное применение.
Если компания не готова выделить средства из бюджета, это непростая ситуация, но даже в ней можно помочь сотруднику:
  • организовать сбор денег среди коллег;
  • спросить руководство о возможной личной помощи;
  • оказывать информационную поддержку;
  • быть лояльными, оказывать психологическую поддержку, не увольнять, изменять график и т. д.
«Исходя из опыта, можно уверенно утверждать, что подход работодателя к поддержке сотрудника, столкнувшегося с онкологией, оказывает значительное влияние не только на благополучие этого сотрудника, но и на всю корпоративную культуру и имидж компании, а соответственно, и прибыль», - подытожил основатель компании «Онкострахование» Сергей Катаргин.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября