РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 18 января 2024 в 12:11

Тысячи вакансий на «оборонке» и побег выпускников вузов: аналитики - о настоящем и будущем свердловского рынка труда. СТАТИСТИКА

© ЕАН, hh.ru
2023 год показал, что самым дорогим ресурсом в наше время является человеческий. Дефицит кадров распространился практически на все отрасли. Об этом свидетельствуют данные hh.ru и других площадок. Накануне эксперты сервиса обсудили, как жил рынок в прошлом году и что нас ждет в будущем. О том, где компаниям искать сотрудников, какие кадры сейчас ценятся больше всего, зачем Свердловской области HR-бренд, – в материале ЕАН.

Какие проблемы открыл 2023

HR-индекс Свердловской области сейчас составляет 2,7. Это говорит о серьезном дефиците кадров. Норма для рынка 5,6 человек на вакансию, отмечает директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая. Безработица сохраняется на историческом минимуме и составляет 0,6%. Но, по словам экспертов, свердловчане не торопятся искать работу и с осторожностью относятся к смене работы.
Сейчас средняя предлагаемая зарплата в регионе составляет около 47 тыс. рублей, а ожидаемая зарплата соискателей – 50 тыс. рублей. Несмотря на рост показателя, люди хотят получать больше, чем предлагает работодатель, говорит Сидлецкая.
«Количество людей, которых устраивает зарплата, снизилось в Свердловской области на 6%. Объяснение простое - все дорожает: продукты, бензин, несчастные яйца. Даже те гибкие работодатели, которые хорошо реагируют на ситуацию на рынке, не успевают в целом удовлетворять потребности. Сокращается и количество соискателей, которые готовы «подвинуться» в зарплатных ожиданиях. Люди не готовы снижать запросы. Соискатели понимают, что рынок на их стороне и они могут выставлять условия. Дефицит человеческих ресурсов касается всей страны, и он останется с нами надолго», - отмечает представитель hh.ru.
По данным сервиса, тяжелее всего кадровая ситуация складывается в сфере розничной торговли, автомобильного бизнеса, рабочего персонала, медицины, производств. Не хватает сотрудников и на оборонно-промышленных предприятиях.
«На ряде предприятий вакансии исчисляются тысячами. Создаются и открываются целые отделы для привлечения и удержания персонала, наверное, это тоже о чем-то говорит», - подчеркивает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда управления персоналом УрГЭУ Светлана Долженко.
Причины кризиса – демографические, напоминают эксперты. В Свердловской области снижается количество работоспособных людей до 30 лет. Причем, как говорит Долженко, еще одна серьезная проблема состоит в том, что большое число молодежи уезжает из Свердловской области.
«Порядка 30% выпускников вузов и ссузов уезжают из региона. Выпускники вузов уезжают чаще всего в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан. По среднему специальному образованию ситуация лучше, потому что Свердловская область – в числе регионов, куда едут такие ребята. Это Москва, Питер и мы. В этой части можно немножко радоваться. Наша задача – подумать, как на уровне региона удержать молодежь», - заявила Долженко.

Что делать работодателям

Работодателям придется адаптироваться к новым условиям рынка, считают эксперты. На первый план выходит найм без предубеждений.
«Очень важно сегодня компаниям смотреть шире, на подбор необычных групп персонала, но не все компании к этому готовы. Важно избавляться от стереотипов и дискриминации», - утверждает руководитель внешних коммуникаций hh.ru в регионах Анна Осипова.
Директор сервиса на Урале Оксана Сидлецкая выделяет несколько трендов для руководителей компаний:
  1. Прием на работу людей за пределами привычного диапазона. «Те, кто научится качественно адаптировать для работы возрастных коней, будут на коне», - считают эксперты.
  2. Феминизация, декретницы: избыточного количества женщин нет, но смотреть в эту сторону стоит.
  3. Фокус на обучение и переобучение.
  4. Люди с инвалидностью.
  5. «Полосатые воротнички» и люди с судимостью.
  6. Удаленка генерит больший отклик, гибкая занятость, самозанятость – это дополнительные ресурсы.
  7. Человекоцентричность и бережное отношение к сотрудникам, удержание их в команде.
  8. Создание достойных условий труда.

Какие сотрудники ценятся больше

Соискатели сейчас – это недешевый товар на рынке. Но на фоне глобальных изменений в мире меняются требования работодателей к соискателям. Большую ценность приобретают мультифункциональные специалисты, которые «не заточены на одну задачу».
«Это те люди, которые могут выполнять много функций, которые разносторонне развиты с точки зрения своей профессии. Ситуация меняется очень быстро, и компании заинтересованы в максимально гибких сотрудниках, которые могут меняться и менять функционал в зависимости от необходимости бизнеса. Например, сегодня компании нужно, чтобы пиарщик написал пресс-релиз, а завтра нужно, чтобы пиарщик стал эсэмэмщиком. И это наша реальность, этого хотят работодатели», - говорит Осипова.
Также растет заинтересованность работодателей в специалистах со знанием китайского языка. В России потребность в таких кадрах выросла за год на 83%, в Свердловской области – на 57%.
«Английский язык по-прежнему самый востребованный, но при этом прирост по нему составляет всего 10%. Интерес к китайскому растет быстрее. Как мы видим по экономике, происходит разворот в сторону Азии», - комментируют представители hh.ru.
Еще один важный аспект для соискателей работы – умение взаимодействовать с искусственным интеллектом. По словам Анны Осиповой, растет количество компаний, которые готовы увеличивать зарплату сотрудникам, умеющим пользоваться нейросетями.

Чего ждать от рынка труда

Кадровый кризис, по прогнозам аналитиков сервиса, сохранится. Но хорошая новость в том, что его уровень не будет расти.
«Если не случится чего-то глобального, каких-то потрясений в экономике, то уровень голода сохранится. Мы вышли на некоторое плато. При этом будут расти средние зарплаты и траты компаний на сотрудников. Компании будут вынуждены работать над своим брендом как работодателя», - говорят эксперты.
Помимо этого, над развитием HR-бренда должны работать целые регионы, уверены представители hh.ru. Чтобы сократить утечку мозгов и привлечь новые кадры, область должна поработать над своей привлекательностью.
«Регионы начинают бороться за то, чтобы люди не уезжали, а приезжали. Часто видим, что появляются вахтовые вакансии. Например, поехать поработать продавцом на Черное море. Продавцом, не нефтяником или бурильщиком, как мы привыкли. Сейчас очень много вакансий, которые предлагают релокацию. Поэтому региону и бизнесу важно совместно работать над привлекательностью HR-бренда», - подытожила Осипова.
almaceramica
Главные новости
От «вот тебе» до «на тебе» — как главред ЕАН на выборы мэра Челябинска ездилПочему нельзя помогать женщинам с ЭКО, рассказал челябинский священникНа бойца СВО с российским гражданством возбудили дело в УзбекистанеВладелица фермы в Свердловской области назвала истинные причины подорожания молокаДесяток идей для борьбы с вымиранием россиян перечислили в ЧелябинскеВековая сменяемость поколений, или Как работает первый в Екатеринбурге детсад при вузе