При рассмотрении вопроса о расширении присутствия федеральных торговых сетей следует учитывать интересы сельхозпроизводителей. Об этом ЕАН рассказал член Экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев, комментируя идею увеличению порога доминирования ретейла с 25 до 35%.
«С одной стороны, позиция регионов, которые одобрили эту идею, понятна: с крупными сетями удобнее договариваться, например, по вопросу ограничения наценки, чем собирать представителей всех многочисленных торговых точек. При этом органы власти могут прийти к тому,или иному соглашению как на федеральном, так и на региональном уровне. С другой стороны, федеральный ретейл уже научился обходить потолок в 25% тем, что плодит другие сети или скупает имеющиеся сети, как в случае с «Лентой», которая приобрела уральскую сеть «Монетка». Но, на мой взгляд, нужно дождаться ответа от других профильных ведомств. Мнения Минпромторга недостаточно. Необходим отзывы ФАС и Минэкономразвития, а также Минсельхоза России», — сказал Дмитрий Тортев.
Он отметил, что в регионах Центральной России, Поволжья, Урала и части Сибири федеральные сети занимают доминирующее положение и диктуют свои правила сельхозпроизводителям, подменяя собой регулятора. Например, когда составлялись соглашения о добровольном сдерживании наценок, есть сомнения, что ретейл в убыток себе подписывался на это.
«Такие «праздники» торговые сети устраивают за счет аграриев, которые 20 лет фактически поражены в правах при переговорах. Если одобрять идею по расширению федерального ретейла, то сначала нужно посмотреть риски для аграриев», — отметил Тортев.
Как писала газета «Известия», вопрос об увеличении порога доминирования обсуждается в Минпромторге России с подачи властей Тамбовской области. Идею уже поддержал 21 регион. Еще 13 попросили самостоятельно установить порог расширения федеральных сетей.
Напомним, что в Свердловской области, за исключением сети «Кировский», не осталось региональных сетей. За последние годы полностью свернул работу «Елисей», в 2021 году «Магнит» выкупил «Мегамарт», а ретейлер «Лента» приобрел недавно «Монетку».