В России опять резко вырастут цены на машины. По решению правительства РФ повышается утилизационный сбор, который обязаны платить все покупатели новых иномарок.
Утилизационный сбор — это сумма, которую однократно уплачивают в государственный бюджет производители, импортеры товара или его первый покупатель, она в дальнейшем включается в стоимость товара. Предполагается, что в последующем эти средства идут на утилизацию и переработку отслуживших свое автомобилей. Впервые он был введен в России в конце августа 2012 года.
С 1 октября 2024 года сумма сбора вырастет сразу на 70-85%, в зависимости от мотора машины. Для одной из самых ходовых категорий новых автомобилей — с моторами объемом от 1 до 2 литров — утильсбор с 1 октября вырастет с 306 000 до 556 200 рублей. За машину с двигателем объемом от 2 до 3 литров придется отдать 1 562 800 рублей (было 844 800).
Это не последнее повышение, утильсбор будет повышаться ежегодно. Но следующее увеличение сбора — не в октябре 2025-го, а уже в с 1 января. С Нового года ставка утильсбора для автомобилей с мотором от 1 до 2 литров составит 667 400 рублей, а для машин с объемом двигателя 2-3 литра — 1 875 400 рублей. Повышение будет идти постоянно и последовательно, и к 2030 году стоимость новых машин будет в два раза выше, чем сегодня.
Оставлена и лазейка: повышение утильсбора не затронет физических лиц, которые привозят автомобили из-за границы с двигателями объемом до 3 литров для личного использования. Для такой категории машин ставка останется прежней — 3400 рублей для новых автомобилей и 5200 рублей для легковушек от трех лет.
Повышение ставок особенно затронет китайские автобренды, которые до сих пор не организовали в РФ базовое сборочное производство, то есть большую часть рынка. Сейчас рынок новых машин на 60% состоит их китайских брендов, 30% приходится на марки российских автомобилей, преимущественно на Lada, оставшиеся 10% включают в себя все остальное, в том числе параллельный импорт, говорится в статистике «Автостата».
И на фоне разговоров о повышении утильсбора спрос на легковые автомобили в России достиг новых высот с начала кризиса 2022 года. В первую неделю сентября 2024 года было продано 38,11 тыс. новых автомобилей, что является наивысшим недельным показателем с апреля. В августе продажи новых машин увеличились на 8,9% по сравнению с июлем и на 35,1% - по сравнению с августом 2023 года, достигнув отметки в 148,33 тыс. штук. Это число превышает предыдущий рекорд, установленный в марте.
На фоне этого резко растет и кредитование, и даже ключевая ставка в 19% годовых не останавливается желающих купить китайский автомобиль на 300 тыс. дешевле, чем через полгода. «По сути, машины сейчас стали предметом инвестиций – как год назад были квартиры, – говорит автоподборщик из Челябинска Ярослав Зайчиков. - Те, кому надо сохранить деньги, покупают обычную китайскую машину, ставят ее в гараж и продают через 3-4 месяца с прибылью в 500-600 тыс. рублей. Даже с учетом того, что они заплатят налог, они все равно в плюсе».
Юлия Литвиненко