November 13, 2020, 10:41 AM
Игорь Чукреев

Адвокат Иван Волков: участникам резонансных скандалов федеральные каналы готовы платить сотни тысяч

Выжившие участники «уральской вписки» приняли участие в шоу на федеральных каналах. История о том, как случайный знакомый расстрелял из карабина участников вечеринки, — топовый скандал всероссийского масштаба.

Как рассказал ЕАН юрист Иван Волков, неоднократно участвовавший в подобных шоу в связи с участием в громких процессах, гонорар участникам таких передач может достигать 1,5 млн рублей. Как «облизывают» героев скандалов и кидают участников съемок, он рассказал ЕАН.

Вы часто бывали на подобных передачах. Как это устроено, как договариваются, какие гонорары предлагают участникам?

— Связываются, как правило, продюсеры. Сначала кто-то из специалистов пониже, которые договариваются со всем кругом лиц, которых планирует привести. Всех не удается согласовать: кто-то не может, кто-то не захотел, кто-то заболел, с кем-то не договорились.

Заманивают тем, что «мы вам заплатим денег, оплатим билеты — будет все классно». На второй стадии подключаются более высокодолжностные представители компании, которые уже начинают решать вопросы по финансам. И они согласовывают окончательно сумму гонорара, которая может варьироваться от 30 тыс. до бесконечности практически. В ситуации с Лошагиным, например, за его интервью я обсуждал сумму до 1,5 млн рублей. Но поскольку он дал интервью «Лайф-ньюз», расслабился, то так получилось, что им он дал это интервью бесплатно, эксклюзивности уже не было, и пришлось «России» продавать его интервью за гораздо меньшую сумму — порядка 500 тыс. рублей.

 Фотографу-убийце Лошагину отказались смягчить наказание

Договариваются также, кто еще едет. Обычно нужно, чтобы был не только сам человек, но и те, кто его окружает: близкие, родные, друзья. И обязательно должны быть оппоненты, которые будут иную точку зрения высказывать, чтобы интерес сохранялся и чтобы была возможность установить истину по делу. У них все-таки цель не только шум навести, но и докопаться до сути по мере возможности.

Но это зависит от телеканала, от компании. Потому что у ТНК на НТВ своя линия и направление работы, «Звезда» — у них свои интересы, у «России», Первого канала — свои. У каждого свои подходы. В том числе и по отношению к эксклюзивности. Кто-то подороже предлагает, но «закрывает» дорогу на другие телеканалы, кто-то говорит: «Сначала приезжайте к нам, а потом идите куда хотите». Но обычно каналы стараются отрезать друг друга от интересующих всех людей.

Сильно беспокоятся об этом?

— Чаще всего они направляют сюда группу журналистов, которые запрещают людям общаться с представителями других телеканалов. У нас была ситуация, когда мы выезжали снова по случаю к Лошагину в его студию и одновременно приехали с одним каналом, в это же время подъехали люди с еще одного федерального канала, и еще с одного.

 До смешного доходит, когда они все вместе в лифте поднимаются и между собой грызутся.Борются за свою аудиторию, но не всегда красиво — иногда с драками, конфликтами, бьются за то, кто будет первым или даже единственным, кто возьмет интервью.

Бывает, что давят сильно на людей, я читал, что запрещают даже порой выходить из номера в отеле или из студии, чтобы их не перехватили конкуренты. У нас подобные вещи были, но мы как-то нормально отрабатывали это все, по-человечески.

Родственникам и друзьям, которые тоже летят, — им гонорар предлагается? Или только оплата гостиницы?

— Вообще обычно гонорар только главному действующему лицу и плюс-минус еще одному человеку. Остальным предлагается просто поучаствовать в шоу, говорят, что их «покажут на всю страну», и начинают этим заманивать.

Сейчас еще начинают говорить, что у нас кризис, бюджеты упали — денег нет. Хотя это полная чушь, что Первый канал, что «Россия» получают миллиарды. Но тут ситуация в том, что многие вещи делают студии, а не сам канал, — частные компании, которые получают достаточно большое вознаграждение за эфир. Плюс им надо снять площадь, которая в день стоит миллион-полтора, где снимается вся эта передача.

Но вот если люди отказываются ехать забесплатно, за «тарелку борща», грубо говоря, — им начинают говорить: «Хорошо, мы вам к тарелке борща можем еще что-нибудь». И начинают: 10-20-30-100 и выше — тут уже как выторгуешь.

Но бывает, если едешь за правду рубиться, то и так соглашаешься, если клиент согласен и готов гонорар сам оплатить.

Какие сложности бывают?

— Бывает, подкидывают какие-нибудь мелкие суммы: на 3, на 5 тыс. рублей. У нас такие эпизоды были с некоторыми каналами, когда они по беспределу так поступали. Но это сами сотрудники, видимо, начинают говорить, что у них с наличкой, с безналом беда, что что-то не получилось.

Надо очень внимательно подходить.

И если вы подписываете документы, то внимательно смотреть, что подписываете. У них обычно очень хорошо составлены договоры. И люди могут подписать договор, ограничивающий их возможности: пойти на другие каналы или предъявить что-то этому.При этом порой достаточно жесткий договор подписывается, а деньги при этом не вперед, а после обещают заплатить. А после может просто и не состояться, и человек может остаться и без денег, и с обязывающими его условиями по договору по неразглашению информации. И не только не разглашать информацию, но, возможно, еще и не участвовать в передачах других каналов — не рекомендую никому подписывать такое.

Если сильно надо — вашу тему и так возьмут и без такого очень жесткого, «рабского» договора, в котором могут быть прописаны и штрафы, измеряемые миллионами. У нас такие договоры где-то даже сохранились: «Если вы упомянете где-то что-то на эту тему — вас за нарушение авторских и смежных прав могут оштрафовать». Очень внимательно стоит к этому относиться.

Переводы лучше просить делать по безналу — это безопаснее. Чтобы следы оставались и было видно, кто оплатил, так спокойнее. Мне, к примеру, за Лошагина один раз оплатили 500 тыс. рублей — мне деньги физлицо перечислило, какая-то девушка. Где гарантия, что она потом в течение трех лет на тебя не подаст в суд и не вытрясет с тебя эти 500 тыс. как ошибочный перевод. Поэтому лучше, чтобы все было официально.

Они с этим никогда не косячат: всегда оплачивают перелеты, проживание, питание — это у них нормально. С гонораром — могут кинуть, а с этим — нет.

Гостиницы там хорошие бронируют?

— Как правило, стараются сэкономить, причем сильно. Но если ты летишь по хорошей федеральной теме, которая вызвала большой общественный резонанс, то первый раз тебе сделают царские условия. Ты полетишь — у тебя будет самый лучший номер в отеле, будет приставлен человек, который будет тебе помогать и все желания исполнять, все привозить-увозить, любую потребность будет удовлетворять, водитель, машина своя.

Но когда вы летите во второй раз или в эшелоне сопровождающих — вы уже не основное лицо, вас могут поселить в гораздо худшие условия. У нас были случаи, когда поселяли вообще в какую-то дыру, в ужасные условия: в перегородке слышимость бешеная, мигранты рядом живут — можно так попасть, что поедешь сам себе отель снимешь, лишь бы не торчать там.

Все построено на лжи, фальши и предательстве. Вся индустрия шоу-бизнеса московских телеканалов — одна сплошная бутафория. Бутафорные люди, сидящие в студии, которые хлопают за деньги. Мы с ними общались — это бабушки, дедушки, которые получают какие-то совсем смешные копейки, а они при этом часами сидят в душных помещениях.Кстати, если кто поедет туда, надо понимать, что иногда в студии придется поработать несколько часов, потому что это не прямой эфир, а запись. И бывают дубли. И бывает, что за этот гонорар там надо отработать очень много часов. При этом там душно, потому что много оборудования — все это выделяет тепло. Плюс макияжа наносят на лицо много — все поры закупорены. Достаточно тяжело.

Есть, конечно, компании, которые пытаются по-человечески реально во всем разобраться. Но это редкость. Больше это нужно шоу: скандалы, разборки, драки — самые низовые жизненные ситуации, потребности выявить и показать на экране.

А драки заранее обговариваются? Гонорар за них отдельный предлагается?

— Нет, такого я никогда не слышал, у нас такого не было. Да, когда конфликт идет какой-то — она может быть, но у нас не было никаких драк ни на одном канале, и такое заранее никогда не оговаривалось. Но оговаривается то, что в сценарии прописано как пожелания продюсера. Вроде «Вы не могли бы тут пожестче спросить или сказать», — вот эти вещи допустимы, и я считаю, что в принципе они нормальны.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации +7 922 143 47 42.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+